ПРОЗА
Пётр Краснов. Ложь. – М.: Алгоритм, 2013. – 368 с.– (Серия: «Проза великих»). – 2000 экз.
ПОЭЗИЯ
Геннадий Чепеленко. При медленной луне: Стихотворения. – Ижевск: ИД Удмуртский университет, 2013. – 312 с. – 500 экз.
Доктор медицинских наук, профессор Геннадий Чепеленко, врач-лимфолог, рентгенохирург, издал книгу стихов. В рецензии на его монографию в авторитетном журнале «Радиология» Чепеленко называют «пионером разработки методов функционального исследования сосудов и узлов для диагностики их заболеваний». Профессор словно возобновляет угасший давний спор о физиках и лириках. Вероятно, ключевую роль в его судьбе сыграла дружба с замечательным поэтом Евгением Блажеевским – ему посвящены лучшие стихи книги «При медленной луне». Память о Жене переполняет поэта-лимфолога. Когда-то Блажеевский посвятил другу высокое стихотворение, которое дало книге название:
Давай поговорим
С быстролетящим снегом
И поглядим на мир
При медленной луне...
Стихи Чепеленко иногда наивны, не лишены любительской неумелости, и всё же это удивительная в наше прагматичное время книга:
Время уходит – и нет интереса
к царству надежд. Одно утешение
в редких мелодиях Венского леса
ритмы считать, ища вдохновенье…
Доктор медицинских наук, профессор Геннадий Чепеленко, врач-лимфолог, рентгенохирург, издал книгу стихов. В рецензии на его монографию в авторитетном журнале «Радиология» Чепеленко называют «пионером разработки методов функционального исследования сосудов и узлов для диагностики их заболеваний». Профессор словно возобновляет угасший давний спор о физиках и лириках. Вероятно, ключевую роль в его судьбе сыграла дружба с замечательным поэтом Евгением Блажеевским – ему посвящены лучшие стихи книги «При медленной луне». Память о Жене переполняет поэта-лимфолога. Когда-то Блажеевский посвятил другу высокое стихотворение, которое дало книге название:
Давай поговорим
С быстролетящим снегом
И поглядим на мир
При медленной луне...
Стихи Чепеленко иногда наивны, не лишены любительской неумелости, и всё же это удивительная в наше прагматичное время книга:
Время уходит – и нет интереса
к царству надежд. Одно утешение
в редких мелодиях Венского леса
ритмы считать, ища вдохновенье…
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Игорь Сухих. Русский канон: Книги XX века. – М.: Время, 2013. – 864 с. – 2000 экз.
Профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих отмечает: общественная значимость книги не всегда и не обязательно совпадает с её художественными достоинствами. Даже несомненно выдающаяся книга может встретить как восторг, так и пренебрежение читающей публики. Тем не менее литературный канон существует – и не потому, что его требовалось принудительно составить, а потому, что он составился самим ходом времени. Сухих почти не пытается оценить влияние этих книг – золотого фонда русской литературы XX века – со знаком «плюс» или «минус».
Его больше интересуют объективно существующие вещи: сам текст, история его создания и прочтений. Хотим мы или нет, канон XX века – это и «Мать» Горького, и «Мы» Замятина, и «Василий Тёркин», и «Золотой телёнок», и «Чевенгур», и рассказы Шукшина. И в этом непринуждённом, не выстраиваемом по линейке разнообразии– несказанное богатство русской литературы.
Профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Игорь Сухих отмечает: общественная значимость книги не всегда и не обязательно совпадает с её художественными достоинствами. Даже несомненно выдающаяся книга может встретить как восторг, так и пренебрежение читающей публики. Тем не менее литературный канон существует – и не потому, что его требовалось принудительно составить, а потому, что он составился самим ходом времени. Сухих почти не пытается оценить влияние этих книг – золотого фонда русской литературы XX века – со знаком «плюс» или «минус».
Его больше интересуют объективно существующие вещи: сам текст, история его создания и прочтений. Хотим мы или нет, канон XX века – это и «Мать» Горького, и «Мы» Замятина, и «Василий Тёркин», и «Золотой телёнок», и «Чевенгур», и рассказы Шукшина. И в этом непринуждённом, не выстраиваемом по линейке разнообразии– несказанное богатство русской литературы.
ДНЕВНИКИ
Софья Толстая. Любовь и бунт. Дневник 1910 года. – СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013.– 416 с. – (Серия: «Персона»). – 3000 экз.
В основу этой книги положен дневник 1910 года С.А. Толстой, супруги Л.Н. Толстого, который публикуется в сопровождении других документов того же времени: дневниковых записей и писем самого Толстого, воспоминаний дочерей Татьяны и Александры, а также свидетельств людей, входивших в ближайшее окружение писателя, – В.Г. Черткова, Д.П. Маковицкого, В.Ф. Булгакова, П.И. Бирюкова и др. Софья Андреевна прожила вместе с Л.Н. Толстым почти полвека, не одно десятилетие она была центром многолюдной и счастливой яснополянской жизни.
Но 1910 год стал самым сложным в истории отношений гениального писателя и его жены: это был год духовного столкновения двух близких людей, и оно привело к тайному уходу Льва Толстого из дому. По существу, за драматическими картинами яснополянских баталий того года встаёт спор о смысле жизни, в который было втянуто всё окружение Толстых.
В основу этой книги положен дневник 1910 года С.А. Толстой, супруги Л.Н. Толстого, который публикуется в сопровождении других документов того же времени: дневниковых записей и писем самого Толстого, воспоминаний дочерей Татьяны и Александры, а также свидетельств людей, входивших в ближайшее окружение писателя, – В.Г. Черткова, Д.П. Маковицкого, В.Ф. Булгакова, П.И. Бирюкова и др. Софья Андреевна прожила вместе с Л.Н. Толстым почти полвека, не одно десятилетие она была центром многолюдной и счастливой яснополянской жизни.
Но 1910 год стал самым сложным в истории отношений гениального писателя и его жены: это был год духовного столкновения двух близких людей, и оно привело к тайному уходу Льва Толстого из дому. По существу, за драматическими картинами яснополянских баталий того года встаёт спор о смысле жизни, в который было втянуто всё окружение Толстых.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мирослав Шашек. Это Париж. – М.: Карьера Пресс, 2013. – 64 с. – 3000 экз.
31 мая в Центральном Доме художника открылась персональная выставка известного художника, автора детских книг, книжного иллюстратора Мирослава Шашека. В рамках Открытого книжного фестиваля прошла также презентация его уникальной рисованной книги-путеводителя по Парижу для детей «Это Париж». Книги, созданной, чтобы путешествовать с детьми и рассказывать им о мире. Она поможет запомнить самое важное о городе и узнать самое интересное – если смотреть на мир глазами ребёнка. Зарисовки самых любимых мест Парижа и информация – столько, сколько нужно маленькому туристу, чтобы почувствовать характер города, особенности его жителей. «Это Париж» – книга для любопытных читателей, для детей, которые читают сами и любят, когда им читают вслух. В серии Thisis, которая уже насчитывает 17 книг, будут выходить также книги о Лондоне, Нью-Йорке, Риме и других городах. Впервые изданная в 1959 г., книга Мирослава Шашека стала любимой для нескольких поколений детей и взрослых.
31 мая в Центральном Доме художника открылась персональная выставка известного художника, автора детских книг, книжного иллюстратора Мирослава Шашека. В рамках Открытого книжного фестиваля прошла также презентация его уникальной рисованной книги-путеводителя по Парижу для детей «Это Париж». Книги, созданной, чтобы путешествовать с детьми и рассказывать им о мире. Она поможет запомнить самое важное о городе и узнать самое интересное – если смотреть на мир глазами ребёнка. Зарисовки самых любимых мест Парижа и информация – столько, сколько нужно маленькому туристу, чтобы почувствовать характер города, особенности его жителей. «Это Париж» – книга для любопытных читателей, для детей, которые читают сами и любят, когда им читают вслух. В серии Thisis, которая уже насчитывает 17 книг, будут выходить также книги о Лондоне, Нью-Йорке, Риме и других городах. Впервые изданная в 1959 г., книга Мирослава Шашека стала любимой для нескольких поколений детей и взрослых.