ПРОЗА
Дмитрий Дарин. Русский лабиринт. – М.: Вече. – 2014. – 480 с. – 2000 экз.
Название этой книги очень точно отражает суть творческого метода Дмитрия Дарина. Он пришёл в жанр прозы не ради удовлетворения тщеславия, а в попытке по-своему организовать запутанное русское художественное пространство. Главными в книге являются две повести – «Барак» и «Заваль». В них автор вложил своё понимание России, её звона, её крика, её стона. Все персонажи выписаны очень натурально; видно, что автор обладает не только большим опытом странствий по стране, но и умеет увидеть в человеке то, что определяет его характер. Дарин не лакирует своих героев, не подстраивает сюжетные линии под композиционную необходимость, а стремится показать русскую корневую жизнь такой, какая она есть. И в ней, несмотря на всё её внешнее разнообразие и порой неприглядность, находит массу поводов для вдохновения. Помещённая в конце книги публицистика показывает нам автора как человека консервативных взглядов, очень комфортно себя чувствующего в системе национальных приоритетов и духовных координат.
Евгений Юшин. Соловьиный родник. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014. – 126 с. – 200 экз.
Евгений Юшин относится к тем поэтам, которые не уродуют поэтическую ткань экспериментами. Он никогда не сомневался в правильности выбранного пути, а путь этот лежит от русской чистоты, от вкуса свежего молока, от волнующего взгляд простора наших равнин, от неприхотливости обихода. Но самое ценное, что, наверно, есть в Юшине, – это то, что в могучем русском поэтическом океане, в котором так легко захлебнуться, он держится на своей волне, не соскальзывая с неё ни в банальность, ни во вторичность.
Облиты озёра морозом,
Но слышал вчера от грачей,
Что скоро уже по берёзам
Поднимется первый ручей.
Поэзия Юшина – это одно из русских зеркал, и отражение в нём всегда благородно, хоть и несколько печально. Стихи Юшина мастерски инструментованы и звучат не горохом в пустой кастрюле, как у некоторых записных ура-патриотов, а действительно разливаются бесконечной соловьиной трелью, бесконечным соловьиным родником.
Сотканы травы, вышиты листья,
Кованы острые стебли осок.
Алою бабочкой, синею высью
Перелетает заря на восток.
Рене Мажор. Шанталь Талагран. Фрейд. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 275 с. – (ЖЗЛ – малая серия). – 3000 экз.
Наверное, не найдётся ни одного зрелого человека, не знакомого с именем прославленного психоаналитика Фрейда. Само понятие психоанализа, которым пользуются и современные психологи, навсегда связано с именем Зигмунда Фрейда. Многие крупные учёные «выросли» из Фрейда, переосмыслив и продолжив разработку созданных им теорий.
Выдающиеся биографы Фрейда предпочитали изучать архивы учёного, различные документы и переписку. В данной книге авторы попытались подойти к жанру биографии с человеческой точки зрения, то есть в центре внимания Фрейд-человек. Эта биография новая и в том смысле, что она не следует привычной линейной хронологии. Она учитывает основное понятие теории Фрейда – постфактум, согласно которому смысл пережитого или впечатление о нём открывается не сразу, то есть оттиски различных впечатлений, хранящихся в памяти, проявляются только в будущем и подчас весьма неожиданным образом.
Светлана Семёнова. Тропами сердечной мысли. Этюды, фрагменты, отрывки из дневника. – М.: Издательский дом «ПоРог», 2013. – 720 с. – 1500 экз.
Новая книга известного философа, литературоведа, писателя Светланы Семёновой – своего рода этико-философское исследование природы человеческой, отмеченной экзистенциальной глубиной и духовным провидением. Здесь и объёмное обобщение мировой философской мысли с особым акцентом на русской боговзыскующей линии, и индивидуальное прочтение внутреннего мира человека, в сложнейшем соотношении внутреннего и внешнего, глубинного и наносного. Особое внимание уделено религиозному и нравственному поиску, попыткам гармонизации мира и преображения человечества. Раскрывается принципиально новое слово в самоопределении человека и его действии в мире трёх вестников, явившихся с трёх сторон евразийского континента: Николая Фёдорова, Пьера Тейяра де Шардена и Шри Ауробиндо.
Философские очерки соседствуют с заметками, фрагментами и дневниковыми записями, но во всех жанрах ощущаются стилистическое единство и связующая сердечная интонация.
Сказки Московской земли. Составление и пересказ Тани Беринг. – М.: Издательство «БерИнгА». – 2014. – 148 с. – 3000 экз.
Эта книга, выпущенная при поддержке Департамента СМИ и рекламы г. Москвы, действительна уникальна. Москва – это город, который буквально кишит устным творчеством. Легенды, предания, сказки, страшилки широко распространены в народной традиции коренных жителей Москвы и Московской области. Московская писательница Таня Беринг проделала кропотливейшую работу по сбору и обработке этого богатства. Духом истории веет от старинных преданий, открывающих книгу. Захватывающие сюжеты, в которых действуют культовые сказочные персонажи, переданы совсем по-новому. А в конце книги – сюрприз. Страшилки от современных московских школьников. Книга приоткрывает читателям-детям настоящие образные кладовые Московской земли. Она будет интересна всем детским возрастам, но и взрослые, несомненно, найдут в ней много занимательного и поучительного. Настоящим соавтором Тани Беринг стала художник Анна Орешина. Её работа не только отлично иллюстрирует текст, но создаёт прекрасное настроение, когда берёшь эту книгу в руки.