ПРОЗА
Назым Хикмет. Жизнь прекрасна, братец мой. – СПб.: Издательство К. Тублина, 2013. – 256 с. – 1000 экз.
«Жизнь прекрасна, братец мой» – само название настраивает на определённый лад: доверительный, дружеский, тёплый и, пожалуй, слегка ироничный – а может, грустный. Жизнь прекрасна, это так – даже если ты буквально отсчитываешь оставшиеся дни. Действие в романе турецкого писателя Назыма Хикмета происходит в трудную и опасную пору становления Турецкой республики после русской революции. А потому книгу Хикмета вполне можно назвать «русской», и дело тут не в антураже – русской девушке Аннушке, прогулках по Петрограду, чтении советских газет и прочувственных словах о Ленине и Крупской (хотя всё это есть), – а в том, что именно русская революция стронула этот мир, который теперь пытается как-то вернуться в берега, зажгла души серьёзных и чистых молодых людей, которые рано повзрослели и ведут совсем не детские разговоры. «Братец мой» – эти слова можно сказать и юноше, и девушке – любому, кто пробудит в сердце настоящую нежность.
ПОЭЗИЯ
Пауль Целан. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. – 736 с. – 1600 экз.
Пауль Целан родился в Черновцах в 1920 году; потерял родителей в немецком лагере; с 1948 года жил – и умер – в Париже, однако считается австрийским поэтом. Вместе с Веной его манил Петербург, а русская поэзия стала вторым домом — после поэзии немецкой. Эпиграфы, аллюзии из Цветаевой, Есенина и Пушкина наполняют поэзию Целана. Он один из крупнейших послевоенных европейских поэтов и, несомненно, центральный автор для послевоенного европейского самосознания. Это издание – самое полное собрание стихов, прозы и писем поэта из когда-либо выходивших по-русски. Оно впервые знакомит российского читателя со всеми гранями творчества и жизненной драмы Пауля Целана. Составителями и переводчиками книги стали известные специалисты по немецкой литературе ХХ века Татьяна Баскакова и Марк Белорусец. Стихотворения Целана, сопровождающиеся параллельными немецкими текстами, приводятся в переводах О. Седаковой, В. Топорова, С. Летучего, М. Белорусца.
ЭССЕИСТИКА
Ирина Киселёва. Земное странствие звезды Ариадны. – Томск: Ветер, 2012. – 256 с. – 1000 экз.
Написанная к 100-летию со дня рождения дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, книга посвящена её жизни и творчеству. Ариадна Эфрон была талантлива во многих сферах искусства. С детства она писала стихи, вела дневники, поражающие оригинальностью и глубиной. В Париже окончила училище прикладного искусства и высшую Школу Лувра. Вернувшись в Советскую Россию, Ариадна работала в редакции журнала Revue de Moscou, переводила поэзию и прозу, была оригинальной художницей. Особенно широкую известность получили её воспоминания о матери. Благодаря подвижническому труду Ариадны Сергеевны Цветаева «вернулась» в Россию – дочь принимала непосредственное участие в издании произведений Марины Ивановны. Автор книги прошла путями-дорогами «по нити Ариадны»: побывала во Франции, Чехии, месте ссылки Ариадны – Туруханске – и написала книгу, жанр которой – путевые заметки, дневник странницы. Это своеобразное эссе в форме художественно-документального повествования, которое писалось более десяти лет.
ДНЕВНИКИ
Вячеслав Овсянников. Прогулки с Соснорой. – СПб.: Скифия, 2013. – 752 с. – 1000 экз.
Книга написана в форме литературного дневника, который Овсянников вёл на протяжении тридцати лет. Тема дневника – беседы с поэтом и прозаиком, учителем автора Виктором Александровичем Соснорой. Этот свод монологов-лекций-бесед в наше время, пожалуй, аналогов не имеет. А из истории литературы сразу приходят на ум «Разговоры с Гёте» Эккермана. «9 ноября 1992 года. Сегодня во втором часу я посетил его. Он живёт в однокомнатной квартире на проспекте Ударников. Мы сидим за его рабочим столом у окна и разговариваем. Говорит он о том, как писать:
– Я, собственно, совсем перешёл на дневниковость... Кто мои герои? Вот стул, лампа, коврик, снег, карандаш. Всё дело в особом угле зрения. Я так смотрю, что вещи у меня живые. Я ведь смотрю не на изолированную вещь. Что так увидишь! Я смотрю на её окружение. Тогда она начинает сдвигаться со штампованного (никакого) представления о ней, оживать, открывать свою истинность».
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анна Игнатова. Вектор пластилина. – СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2013. – 80 с. – 3000 экз.
Чудесная, яркая, добрая и полезная книжка, которая даст множество новых идей для лепки из пластилина. Дети получили в подарок от папы двадцатичетырёхцветный пластилин, и вопрос «как проводить вечера» для этого семейства решился. Оказывается, лепка – это не только развитие мелкой моторики и элементарных скульптурных навыков; поделки из пластилина могут быть очень красивы, сложны, развивают воображение и вполне подходят для самостоятельного труда ребёнка. Читая книгу Анны Игнатовой, замечательного мастера лепки, думаешь, что пластилин – это целый мир: не только забавные зверята и простые интерьеры, но и целые сказочные сюжеты. Мало-помалу лепкой увлекается вся семья, но и здесь нужно иметь навык, и в книге Игнатовой, хотя и написанной в художественном роде, даны важные практические советы, как правильно лепить из пластилина. А уж какой красивой делают её яркие изображения выполненных Игнатовой миниатюрных скульптур – это словами передать трудно.