Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пятёрка по «русскомузееведению»

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

Активная культуртрегерская деятельность директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, его усилия, направленные на широкую популяризацию вверенного ему «учреждения культуры», известны далеко за пределами Санкт-Петербурга. Многие «присяжные» зрители канала «Культура», да и не только они, с удовольствием смотрели цикл авторских программ музейного главы, умеющего рассказать о своих сокровищах с редкой увлекательностью и особым питерским шармом, позволяющими, согласно его собственному выражению, «преодолеть стену времени, совершить паломничество в прошлое». А когда Гусев утверждает, что его «рассказы о музее – не более чем небольшие фрагменты, которые, может быть, дадут вам необходимые ориентиры в этом увлекательном путешествии», то он здесь опять-таки, как и полагается настоящему петербуржцу, заметно скромничает.
Идея создания крупномасштабного «сериала», посвящённого коллекции ГРМ, его славной истории и кипучей современности, а также персонально – ряду представленных в его залах великих мастеров, вынашивалась давно. Для воплощения помимо директорской целеустремлённости потребовалось несколько «съёмочных» лет и, естественно, немало денег. С самого начала цикл задумывался отнюдь не в качестве низкобюджетного «кино для своих», а с подлинно демократическим всеобъемлющим размахом, которого без содействия попечителей, спонсоров и друзей по нынешним временам достичь, конечно, вряд ли бы удалось в полной мере. Первым в ряду почётных «доноров» Русского музея, по справедливости, должна быть названа АФК «Система», финансирующая различные проекты музея начиная с 2002 года и ежегодно перечисляющая ему около 1 миллиона долларов. На эти средства было реализовано множество достойнейших культурных проектов, и в том числе осуществлена съёмка обширной музейной видеотеки.
Когда практически все фильмы были сняты, идеологи проекта решили на этом не останавливаться и продолжить благое дело их продвижения в массы, думая в первую очередь о подрастающем поколении. Было отобрано около 70 фильмов, существенным образом дополнивших курс истории искусства современной школьной программы. В цикл вошли фильмы о создании «Русского музея Императора Александра III», видеоэкскурсии по принадлежащим ему сегодня невским дворцам и замкам, повествования, посвящённые творчеству как отдельных гениальных живописцев, так и целых художественных школ, направлений. Одним словом, настоящий кладезь визуальной премудрости для юношей, обдумывающих житьё…
В Департаменте образования Москвы эта инициатива пришлась по душе и нашла отклик. В результате к началу этого учебного года коллекция фильмов об отечественном искусстве при финансовой поддержке благотворительного фонда «Система» была передана в 500 московских школ, а также в 100 школ Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что вместе с комплектом дисков каждая школа получила ещё и по DVD-проигрывателю, произведённому одной из дочерних компаний АФК «Система» – компанией «Ситроникс».
– Интересно, что этот проект изначально не рассматривался нами как проект образовательный, – говорит исполнительный директор благотворительного фонда «Система» Андрей Матвеев, – но мы чрезвычайно рады, что он нашёл эту важную нишу. А конечный результат, уверен, превзойдёт все наши ожидания. Ведь далеко не каждый московский школьник может вот так просто взять и поехать в Петербург для того, чтобы посетить Русский музей. А подобная экскурсия – вещь существенно необходимая. Фильмы, конечно же, не сумеют полностью заменить «живое» общение с картиной, но немалым подспорьем для ученика и учителя в изучении истории русской культуры, безусловно, будут служить. Здесь ведь, как говорится, лучше один раз увидеть…
Планируется, что проект будет развиваться и расти и дальше. Так, уже в текущем году при содействии благотворительного фонда «Система» будут подобраны и адаптированы фильмы о Русском музее и российском искусстве уже для программы высших учебных заведений.
А пока:
– Здравствуйте, дети! Садитесь! Темой нашего сегодняшнего урока станет уникальное полотно Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу…».
– Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о такой интереснейшей, но малоизвестной странице истории русской культуры, как Арзамасская школа живописи…
– Слышал ли кто-нибудь из вас о таком имени – Владимир Баранов-Россинэ?..
– Не нужно ничего записывать. Отложите ручки – смотрите на экран! 

Михаил ГОРШКОВ

Обсудить в группе Telegram

Михаил Горшков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS