239-й театральный сезон Смоленского государственного драматического театра имени Александра Грибоедова открыла классическая комедия плаща и шпаги «Хитроумная влюблённая» по пьесе Лопе де Вега в постановке молодого и талантливого режиссёра Алины Сорокиной. Премьерным показом этого спектакля театр как раз и попрощался со смолянами перед летними каникулами – история о стародавних страстях в жизни подданных королевства на юго-западе Европы сегодня стала репертуарным сценическим хитом и общественным событием в одном из первых городов Древней Руси.
Это колоритная испанская фиеста с имитирующим корриду пасодоблем. Влюблённый «тореро в юбке» только и успевает сворачиваться в яростной схватке с симпатичным бычком («расходным материалом природы»), отстаивая принципы порядочности во «всполохах» мулеты. Задник в течение действа под надрывное рыдание гитарных струн часто окрашивается в кроваво-красный цвет, а на ткани оживают угольно-чёрные контуры кабальеро и их дам. Но тут же лучи высвечивают прогуливающиеся у мадридского фонтана парочки и пылких юношей, поющих страстные серенады под балконом, и роковых красавиц, томно вздыхающих на балконе. И вот уже всё кружится в едином ритме «испанского уанстепа»: любовь и ревность, обманы и разоблачения, хохот и молитвы, признания и пощёчины, соперничество и дуэли…
Режиссёру удалось создать праздничную атмосферу, гармонично растворённую в сюжетных интригах. Красотке Фенисе (Екатерина Максимова) не хочется выходить замуж за старого, хотя и богатого аристократа – капитана Бернардо (Александр Кокшаров). А вот его сын Люсиндо (Александр Кащаев) был бы для прелестницы подходящей партией, но увлечён куртизанкой Герардой (Ольга Фёдорова). Можно, конечно, запастись дюжиной носовых платков и клясть злодейку-судьбу или уйти в монастырь, что было модно во времена оны… Решение неунывающей Фенисы (у Максимовой она получилась воплощением задора и жизнелюбия) более чем актуально, логично и в наш жестокий век.
– Сюжет – на все времена, – улыбается Алина Сорокина. – Это история о том, как добиваться желаемого, несмотря ни на что и вопреки всему, – исключительно благодаря уму и смекалке.
Примечательно, что дочь легендарного Николая Сорокина, народного артиста России и депутата Госдумы РФ III созыва, 17 лет руководившего Ростовским академическим театром драмы имени Максима Горького, в схватке с судьбой тоже выступила в роли тореадора – решила строить режиссёрскую карьеру с чистого листа в Смоленском драмтеатре, где её профессионализм высоко оценили и, что немаловажно, поддержали директор Людмила Судовская и главный режиссёр Виталий Барковский.
В основе комедии нравов, написанной Лопе де Вега в 1604 году, – конфликты любви и чести. «Любовь растёт помимо воли», и ради неё не страшно восстать против деспотической власти отцов-матерей-опекунов-дуэний. Даёшь свободу чувства!
На испанском название произведения звучит: «La enamorada discreta». «Discreta» (дискретный) – благоразумный, деликатный, осмотрительный… Осмотрительность помогла осуществить мечту героине, державшей всё в секрете. В планы по завоеванию сердца любимого она не посвятила даже собственную мать.
И позиция средневековой плутовки, отдающей себе отчёт в своих действиях («Какими дерзкими путями иду я к счастью и к венцу!») – на все времена. Холодный расчёт? Конечно, даже в сцене признания, не говоря уже о сознательном превращении избранника в «ведомого». Мы-то, сидящие в зале и нет-нет да вспоминающие пушкинскую Татьяну, понимаем, насколько велик риск быть отвергнутой!
Амурный дуэт персонажей Екатерины Максимовой и Александра Кащаева рождается на наших глазах. «Раб любви» Люсиндо, бравый и горячий, не в состоянии смириться с возможным поражением на сердечном фронте. В новое приключение он бросается, почти не задумываясь. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»: судя по всему, это правило распространяется и на мужчин...
Ирина Лисенкова – благочестивая Белиса, с первых минут влюбившая в себя публику и на протяжении спектакля стабильно вызывающая залпы смеха, – создала образ обаятельно-эмпатичный, жаждущий любви и в любви купающийся. Её страсть вспыхивает от любой искры. Однако ради дочери она готова пожертвовать своим «пламенем», тем более что в конце концов не остаётся в накладе.
Не менее эмпатичны – каждый по-своему, с учётом уготованной доли – капитан и куртизанка, а также слуга Эрнандо (Евгений Ракицкий) и другие действующие лица этой «любовной компании». Правда, Эрнандо – единственный, кто здесь не теряет трезвость суждений: «Вы любите, а я грешу». На то он и верный друг – рубаха-парень и аналитик-альтруист.
Сценография решена в стиле минимализма. Основную роль играет световое оформление, где доминируют три цвета: красный, чёрный и белый. Плюс «сочные» костюмы, «аутентичное» музыкальное оформление с гармонично вписанными современными вкраплениями. А вот танцевально-пластические номера могли бы быть менее схематичными. И всё же общими усилиями постановочно-актёрской команды под руководством Алины Сорокиной на сцене удалось пробудить страсти «золотого века» без отрыва от настоящего. В награду – овации!
Виктор Терентьев
Смоленск–Москва