Всё больше российских граждан остаются без работы
, замдиректора Института социологии РАН:
– Наиболее угрожающими выглядят не цифры безработицы в России, а показатели, отражающие количество фактически неработающих. Официальная безработица – это та, что зарегистрирована в службах занятости. Далеко не все из тех, кто давно оказался без работы или был только что уволен, встают на учёт в службу занятости. Поскольку это приносит много хлопот и, как правило, очень незначительный эффект.
Сами по себе цифры свидетельствуют лишь о том, что ситуация, безусловно, резко ухудшается. Показатели и официальной, и неофициальной безработицы у нас стремительно растут. Даже по сравнению с 90-ми (докризисными) годами нынешнее количество безработных выросло примерно в 7 раз. Думаю, правы те эксперты, которые оценивают численность реальных безработных примерно в 14–15% от всего работоспособного населения.
На мой взгляд, это грозит стать самой острой социальной проблемой, с которой столкнётся наша страна в теперешнем году.
И честно говоря, жаль смотреть на то, как тратится национальный золотовалютный резерв на поддержку каких-то финансовых структур или курса рубля, которые всё равно обречены. Ведь в будущем нам эти деньги могут понадобиться просто на то, чтобы значительная часть населения России не начала умирать с голоду.
Заметим особо: впервые массовая безработица может напрямую затронуть тот класс (часто именуемый у нас средним), который не имеет ни навыков труда в сельском (натуральном) хозяйстве, ни даже объективных условий для этого (приусадебных участков хотя бы). В этом плане следующий кризис будет качественно отличаться от кризисов начала 90-х и 1998 года. «Натуральное» спасение для многих будет невозможным, а новых вариантов снижения социальной напряжённости на рынке труда в ближайшем будущем не просматривается.
10–15 и даже 20 лет назад возникали такие виды деятельности, как «челночество», аудит, маркетинг, риелторство, давшие многим нашим согражданам рабочие места. Сейчас новых направлений деятельности не открывается практически нигде, а торговля почти полностью монополизирована.
Думаю, что ситуация в стране будет очень тяжёлой.
, депутат Госдумы:
– Количество безработных в России за три кризисных месяца, по оценкам правительства, выросло на 500 тысяч человек. И немногие у нас понимают, что в этом смысле мы находимся ещё только в стартовой фазе. Большинство руководителей предприятий всячески старались не увольнять работников, а отправлять их в полуоплачиваемые отпуска, искать какие-то другие смягчающие ситуацию способы и меры.
Разумеется, безработица в столицах и мегаполисах будет несколько отличаться от той, с которой мы столкнёмся в глубинке. В Москве и Питере без работы останутся многие офисные работники, в других регионах подобная участь ожидает работников в основном промышленных предприятий. И если в Москве трудоустроиться будет всё-таки возможно (пусть даже на более интенсивную и менее оплачиваемую работу), то в городах с большим влиянием градообразующих предприятий лишение работы нередко будет обозначать практически полную потерю любых средств к существованию.
Пока сильнее всего безработица ударила по строительному сектору. Стройки замораживаются, а долги по зарплате многим строителям не выплатили. Думаю, понемногу безработица начнёт охватывать и другие производственные отрасли.
И нынешнюю девальвацию рубля можно было бы воспринимать спокойнее, если бы она грамотно и методично регулировалась на протяжении длительного периода. Но российские крупные компании и госкорпорации набрали сумасшедших долгов за рубежом и сегодня не знают, как эти долги гасить. Наши системообразующие промышленно-финансовые организации рискуют оказаться в собственности зарубежных кредиторов. А это крайне опасно и даже недопустимо для экономики страны.