Дороги духа и зигзаги истории. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. – 384 с. – (Российские Пропилеи).
Автор пишет о России как перекрёстке всех мировых культур и хаотичной стране, которую очень трудно привести к западному благоустройству, но сейчас, возможно, именно этот хаос даёт хоть какую-то надежду на спасение на фоне Запада, «комфортно умирающего» и отступающего «под натиском гастарбайтеров с Юга и Востока». В своих размышлениях философ и культуролог Померанц обращается к Индии, Древнему Риму, Китаю времён Конфуция, он говорит об устройстве государства и религиозном гении. И о трагическом противоречии, когда именем Божьим творится жестокость. Исторические реалии перемежаются цитатами из Достоевского. «Проблемой инквизиции был не Христос… а мистики, свободно, не по правилам, рассказывавшие о своём опыте. Совсем без мистиков нельзя было. Без прямых встреч с Богом Церковь мертвела. Но полная свобода мистиков, как в Индии, создавать новые направления сталкивалась с римской имперской дисциплиной. И одних мистиков канонизировали, других сжигали». Впрочем, в самой Индии свобода духовного поиска замечательно уживалась с безжалостной кастовой системой. Да и Россию противоречия не обошли стороной – «в наших условиях на Церковь ложится часть задачи по организации общественной жизни, и зримая Церковь невозможна без дисциплины», а отсюда и давние преследования заволжских старцев-нестяжателей, считавших, что негоже монастырям владеть крепостными крестьянами, и нынешняя тенденция ставить правила и каноны выше духа. «Нужны мосты между Христом-человеком и человеком, несущим Христа в сердце. У самого Христа этой пропасти не было, но уже в первые века Христос-Бог поглотил, или почти поглотил, Христа-человека. Подобие Христу сводилось к формуле, доступной рабу: «Христос терпел и нам велел». И вот современный человек снова должен «держать свой ум в аду – и не отчаиваться», искать Божий след в собственной душе.