Свободное слово. Интеллектуальная хроника. – М.: ИФРАН, 2008. – 342 с.
«Жёлтый дом на Волхонке» – так назвали своё последнее заседание после 20 лет работы ведущие интеллектуального клуба Института философии РАН «Свободное слово».
Как видите, не испугались неминуемых ассоциаций – как известно, в российском словаре «жёлтый дом» синоним «сумасшедшего дома».
Да и как ещё на взгляд обывательский, приземлённый, было назвать тех, кто во времена крушения идеалов и идеологий, замены мыслей инстинктами, морали воинственным аморализмом собирался в знаменитом доме Института философии на Волхонке, чтобы увлечённо и страстно размышлять о духовных ценностях, религии, памяти и патриотизме, рынке и нравственности, национальном государстве и российском выборе…
Размышлять в уверенности, что слова и суждения эти неминуемо отзовутся и окажутся нужными стране, мучительно выпутывающейся из очередной исторической ловушки. «Потому что в тот момент, когда ты понимаешь, что человечество никогда не будет счастливо окончательно – никогда никакие коммунизмы, социализмы и демократии не сделают человечество окончательно счастливым, оно всегда будет страдать, – но в тот момент, когда ты это понимаешь, ты начинаешь соображать, как улучшить в данной конкретной ситуации данную конкретную позицию. И ты эту работу понемножку делаешь».
И ещё мысль, прозвучавшая на одном из заседаний клуба:
«Равное для всех право на культуру (на получение образования по способностям в первую очередь) делает людей равными друг другу в плане свободы своего культурного выбора и развития… А культурное равенство есть основа любого другого равенства – экономического и политического. В отличие от права на частную собственность право на культуру делает человека не имущественно, а духовно богатым существом, чьё богатство заключено в его собственном индивидуальном развитии. Но разве какой-то иной человек потребен современному обществу?»
Цитировать книгу можно запоем. Для философского труда эта похвала из редких.
Очевидно, что бесстрашно используя выражение «жёлтый дом» в свой собственный адрес, ведущие клуба увидели тут бесовскую ироническую игру человеческой мысли. Мысли безграничной и гордо сознающей себе цену. Как напомнил один из членов клуба, знаменитый Физический институт в Санкт-Петербурге тоже размещался в жёлтом доме. И физики прямо и без всякого ощущения неудобства называли его сумасшедшим, потому что из этого дома вышло множество людей науки, сумасшедшие идеи которых перевернули и обогатили науку. В жёлтом доме на Волхонке с достоинством и гордостью все эти годы работали с мыслями и идеями, в отсутствие которых жизнь деградирует и дичает.