Национал-радикализм в современной России: От национализма к неонацизму. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2007. – 318 с.
Нужно быть феноменально слепым человеком, чтобы игнорировать колоссальные проблемы сегодняшней России. Рост национального экстремизма – только одна из таких проблем. И всё-таки не самая острая. Ведь агрессивная ксенофобия малоприсуща русскому человеку. В противном случае объединение под русским началом множества разнокультурных народов если и состоялось бы, то лишь на относительно недолгий срок. Причины сегодняшнего роста агрессивного национализма кроются, во-первых, в тяжёлом духовном наследии, которое наш народ получил от предшествующей социальной формации, а во-вторых, в преступной деятельности так называемых реформаторов, под псевдодемократическими лозунгами приведших Россию к концу 90-х на край исторической пропасти.
Но вот вопрос: какой путь избрать лично для себя тому, кто желает что-то в стране изменить к лучшему? Патриотическая интеллигенция, которую политолог Илюшенко в своей книге либо заключает в кавычки, либо именует попросту «неонацистами», избирает путь солидарности с властью в тех мероприятиях, которые способствуют внутреннему и внешнему укреплению государства или по крайней мере представляются таковыми. Разве это противоестественно для гражданина, испытывающего сложное и едва ли не иррациональное чувство любви к своей Родине, чувство, не исключающее, кстати сказать, и критического отношения к процессам, в ней происходящим? Именно за любовь к Родине миллионы наших соотечественников отдали богу душу в превышающих воображение гекатомбах Великой Отечественной и ГУЛАГа. Для чего были принесены эти жертвы? Разумеется, не для того, чтобы озверевшие молодчики, не обременённые образованием, вопили «Хайль!» и маршировали на площадях. Но и не для того, чтобы «исследователи», пропитанные ненавистью ко всему русскому без исключения, позволяли себе во всеуслышание издеваться над национальными чувствами русских людей.
Конечно, в сборнике статей господина Илюшенко приведено много фактического материала, позволяющего судить об опасных формах, которые приняло у нас бытование организаций фашистского толка. Но пафос книги, к сожалению, этим не ограничивается. Борьба с духовной болезнью – фашизмом – в книге Илюшенко готова перерасти в борьбу с русской духовностью вообще. От справедливого обличения ксенофобии у него один шаг до обвинения целого народа и его культурной элиты в неполноценности.
Судите сами.
«Идеологические основы «новой крайней левой» в России закладывали в 60-х – 80-х годах «национально ориентированные» интеллектуалы... Среди них следует назвать Игоря Шафаревича, Александра Проханова, Вадима Кожинова, Владимира Солоухина, Станислава Куняева, Михаила Лобанова, Юрия Бондарева, Валентина Пикуля, Василия Белова, Валентина Распутина... Эти люди в основном гуманитарии – писатели, художники, философы, литературные критики, развивая традиции славянофильства, черносотенства, евразийства, дали концептуальное обоснование тому идейно-психологическому комплексу (ультранационализм, этноцентризм, агрессивная ксенофобия, чувство национальной ущемлённости, традиционализм, нетерпимость к инакомыслию, имперский мессианизм, антизападничество, изоляционизм, мистика «особого пути» России, антидемократизм, культ вождя, этатизм, апология насилия, курс на установление «национальной диктатуры»), который составляет стержень современного русского неонацизма».
Сплав из фамилий и терминов впечатляет. Но неужели нормальные люди согласятся с утверждением, будто Юрий Бондарев и Валентин Распутин являются отцами-основателями русского неонацизма?! Неужели же агрессивная ксенофобия и традиционализм, апология насилия и «особый путь России» пишутся через запятую?!
Действительно ли российская демократия связана прежде всего с именами Гусинского, Березовского и Ходорковского, которым так соболезнует автор?
Что нужно испытывать к стране и народу, чтобы выделить в тексте жирным шрифтом: «Сегодня мы, возможно, самая расистская страна в мире»?
Кто кого заражает бациллой ксенофобии и для чего колеблет чаши межнациональных и межрелигиозных отношений? Зачем Московское бюро по правам человека вместо того, чтобы защищать права и свободы граждан вне зависимости от их национальной и расовой принадлежности, «благословляет» подобные издания, способные возбудить ненависть и вражду в людях? Неужели это входит в планы издателей и их зарубежных спонсоров?