Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Радиоверсия

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КАДРЫ

«Фильм о Анне Ахматовой» Хельги Ландауэр и Анатолия Наймана

Картина с весьма незамысловатым назва­нием была показана в ноябре в Центре искусств Михаила Барышникова в Нью-Йорке, а российская её премьера прошла на днях в Доме кино. Режиссёр - наша соотечест­венница,  выпускница сценарного отделения ВГИКа, проживающая в США. Причастна к рож­дению этого фильма-копродукции также амери­канская компания Turnstyle TV, производившая предыдущий фильм Хельги Ландауэр (в соав­торстве с Оксаной Дворниченко) «Путешествие Дмитрия Шостаковича».

Желание прикоснуться к творчеству Анны Анд­реевны Ахматовой вновь, попытаться запечатлеть дыхание её музы на киноплёнке вполне объясни­мо и само по себе прекрасно. Для этого и был на­писан литературный сценарий Анатолия Наймана, называющего себя исполняющим обязанности ли­тературного секретаря великой поэтессы.

Но что добавляет данный фильм к широко известным «Рассказам о Анне Ахматовой», из­данным тем же Анатолием Найманом два тилетия назад? Разумеется, никто и не ждёт би­ографической картины о такой фигуре, как Ах­матова. Интересно - о тайне поэзии, об удиви­тельном «существе человеческой расы», о том, «из какого сора». Об этом - заявлено, но не звучит. Между тем в фильме наряду с бессвяз­ным, почти любительским подбором кинохрони­кальных кадров соседствуют фрагменты аудио­записей, известных так же хорошо, как и от­дельные фотопортреты и просто фотографии, и элементы «говорящей головы». Принцип, в доку­ментальном кино уже давно замыленный, ниче­го нового зрителю в процессе общения не пере­дающий. Вот Найман вспоминает, что Её с дет­ства называли лунатичкой, выходила на крышу, и «близкие боялись за неё». В книге всё есть про «лунные ночи с тоненькой девочкой в белом платьице на крыше зелёного углового дома». И про причуды «вольнолюбивого ребёнка».

105-минутный хронометраж ко многому обя­зывает. Нелепо думать, что, привнеся в неё ка­мертоном фрагменты оперы Перселла «Дидона и Эней» (центральной темы творчества А. Ахма­товой, как своеобразно выражается А. Найман), можно исчерпать всю конструкцию. В фильме Хельги Ландауэр её, искомой конструкции, про­сто нет. Вдруг рассказ о дружбе с Модильяни, потом переброс к Гумилёву, к царскосельским аллеям, к Пунину, к «Реквиему», Крыму и богем­ному Парижу 1910-х. Или - чем был для неё Пав­ловск? Да, Ахматова видела конец страны. Но ка­кой, кем была Ахматова для этой страны, почему выбраны именно эти аудиофрагменты, всё оста­ётся растворённым в потоке сознания, не увязы­вающем видеоряд с информативным текстом. Для человека с культурным бэкграундом картина выглядит по меньшей мере странно, для поколе­ния, только открывающего для себя классику, - останется совершенно непонятной ни фигура Ахматовой, ни время, которое она выражала.

«А потом началась советская кошмарненькая жизнь», «...и тогда кончился большой тер­рор, и пошёл рутинный, малый» - за весьма привлекательными ремарками нет фильма, нет того дыхания, к которому апеллировали созда­тели картины. Первая часть с её общими места­ми не обязательна в принципе, во второй, уже более «раскачанной», живым эпизодом выгля­дит тот, что в музее в Слепневе. Когда женщи­на, смотрительница в зале, сокрушается, мол, как же «моя Анна Андреевна без зеркала»? При­езжают ахматоведы и диктуют своё, вот она и сокрушается, верная хранительница очага.

Роб-Грийе, шестая элегия, дворы и скверы Петербурга, и «смуглый отрок бродил по аллеям». Всё это мы можем прочесть, открыв «Рассказы» А. Наймана. Ещё лучше - вновь обратиться к самой Ахматовой. Какова целевая аудитория данной картины, совершенно непо­нятно. Если для эмигрантских кругов, что по­мнят исход и конец той страны, так ведь их поч­ти не осталось, тех стариков. Нынешние нос­тальгировать не станут. И радиоверсией их не прельстишь.

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Оксана Гаврюшенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS