Последняя пара недель на ТВ зацепила несколькими событиями почти глобального масштаба. Одно – радостное, но вызвавшее у нашего телезрителя немало отрицательных эмоций. Другое – менее весёлое, но показавшее такую же неположительную реакцию. Позитивные эмоции теперь мало кто проявляет. Жизнь «со спущенными собаками» кажется менее грустной, а потому хоть какой-то, но жизнью.
Принцы или нищие
Первым из событий стала известная свадьба в Лондоне (можно было бы сказать – венчание, однако у англикан это не совсем так). В отличие от России этого действа в мире ждали миллиарды. Но и у нас смотрели. А затем – оторвались по полной. Ну как же, мы ведь живём в стране, где династию вырезали под корень с особым ожесточением, где при слове «монархия» морщится даже самый ярый нонконформист, даже те, кто «любит Лондон и проживание в нём» (но, как оказалось, не его ценности). Подобное мироощущение и самовыражение есть признак окончательного разрушения имперского мышления в нашей стране. Мы уже точно не Третий Рим или СССР, а скорее – колония чьих-то глобальных интересов, причём колония не завоёванная, а добровольная и весьма послушная.
Про бедную принцессу Диану вспомнили мгновенно. Но даже «золушка № 1», нарожавшая Виндзорам наследников, в России не особенная героиня. Попав «из хижин во дворцы», она затем превратилась в классового врага, которому симпатизируют, но который всё же подлежит если не физическому, то моральному «уничижению». Что тут говорить про new-золушку – Кейт, которая и вовсе оказалась… не девственницей. Вот беда-то! Сие особое знание ситуации дало повод журналистам говорить даже о «закате Виндзорской династии». Хотя каким боком это «закат»? Напротив, нарожает она детей и будет all right! Бывший глава московского бюро ВВС, а ныне – ведущий радио «Коммерсант-FM» Константин Эггерт усмотрел в трансляции свадьбы «китч, пошлость и ублажение инстинктов плебса». Но положа руку на сердце – при всём желании, даже если в телескоп, ничего подобного в прямом эфире при показе бракосочетания в Вестминстерском аббатстве не было. А существование плебса как такового на планете Земля с его желанием «поглазеть и поковырять» – вовсе не открытие. Но это проблемы плебса. СМИ пронизала мысль, что Виндзоры играют в какие-то игры и требуют слишком большого содержания от государства. Вот уж точно срабатывает «наша конъюнктура», когда можно в роли анатома со скальпелем играючи и легко оперировать с телом живой монархии, как в революционном морге.
Нашему восприятию нелегко видеть единение чьей-либо «враждебной» нации в тот момент, когда мы сами находимся в состоянии глобального взаимного озлобления и разногласий. Так и хочется заметить: если бы наша элита (в хорошем смысле этого слова) в составе двух тысяч человек хотя бы раз, как собравшиеся в Вестминстере британцы, также вместе спела духовное песнопение где-нибудь в Успенском соборе Кремля, то можно было бы сказать: «Здравствуй, забытая новая Россия!» Но до этого нам – как до Лондона, весьма далеко. А «китч, пошлость и ублажение инстинктов плебса» – это когда бомжи смеясь наблюдают из-за забора, из темноты, как обычные люди танцуют парами. Когда-то братоубийственная революция выбросила на улицы миллионы людей, теперь это повторяется вновь. Но жизнь так устроена – если не станет танцующих (их перебьют), не станет затем и самих подсматривающих. История уже это нам показала…
Комментарии во время прямой трансляции бракосочетания принца Уильяма и Кейт Миддлтон на канале «Россия 24» были вполне достойными. Но Первый канал, сначала обманувший телезрителей (объявив прямую трансляцию, заведомо зная, что будет в записи), пригласил комментировать «кастрированный вариант» тех, кто вовсе не понимал, что происходит на экране. Как всегда, на ТВ у нас НЕ приглашают профессионалов по особым случаям. Не впервой и Первому. Так было когда-то на показе каналом отпевания первого президента России Б. Ельцина. Тогда ведущий во время богослужения… просто молчал! Он НЕ ЗНАЛ, что происходит, ведь на нашем ТВ такое показывали впервые! Вестминстер (хотя советский зритель видел тамошнее таинство посвящения в короли в фильме «Принц и нищий» ещё в 1960–1970 годы) впервые наглядно показал всю красоту древнего британского обряда. Однако пояснения «для наших» были порой уникальными. Чего только стоили слова за кадром: «Оба принца вышли из интимного помещения аббатства».
Комментаторы на Первом в лицо мало кого знали. Разве что футболиста Бекхэма, да и про того съязвили: «Гляди, орденок повесил, покрасоваться решил». Примерно так из-за забора плебс и наблюдает. А тут на Первом… Этикет для многих у нас на ТВ – вещь бессмысленная и бесполезная. И даже орден Британской империи – важнейшая награда в Великобритании, надеваемая именно по таким случаям, – для них предмет шутки. Им неведомо, что такими же орденами были награждены, например, Маршал Советского Союза А. Василевский или музыкант М. Ростропович (и многие другие – наши же!). Прелатом же ордена является епископ Лондона – главный в англиканской церкви, который и проводил бракосочетание. Так что всё весьма уместно, дорогие комментаторы на Первом! А то, что Бекхэм надел орден не на ту сторону (чего, естественно, ведущие также не знали), конечно же, казус, но говорит как раз о том, насколько просто и «без идейного напряга» спортсмен относится к данному аксессуару своего одеяния.
Пение мужского хора и хора мальчиков в Вестминстере осталось почти без внимания ведущих. А ведь у нас была такая же традиция в Придворной капелле ещё со времён Бортнянского. Ныне в таком составе почти не услышишь. Много же мы покромсали… Гимн God save the Queen прозвучал сильно, но и тут за кадром хотя бы подсказать, что когда-то, в начале XIX века, на этот же мотив исполнялся и наш государственный гимн, и вся Россия пела его с текстом Жуковского (не путать с известным гимном Львова-Жуковского «Боже, царя храни!»). «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим…» – и т.п.
Призраки войны
Обама убил Осаму… А могло быть наоборот. История пишется так… как пишется. Намеренно имя бен Ладена отмечаю через «О», как это делают везде, а у нас почему-то через «У». На экране мелькают варианты его окровавленного лица. Говорят, что руку убиенного американцы оставили себе. Теперь Пентагон или ЦРУ могут стать местами поклонения… М-да.
Но если совсем без иронии, то по Интернету поползли разговоры, что убийство лидера «Аль-Каиды» – это «начало конца». Даже оказывается, что какой-то православный старец в глубинке России сказал, будто в июне-июле сего года начнётся планетарная война. Именно вот такое ощущение оставляет ТВ-эфир в последние неделю-две. Энергия перенапряжения и накала страстей преобладает. Что такое, в чём дело?!
Нынешний год – необычный для России. Будет 70 лет, как началась Великая Отечественная. А осенью-зимой столько же исполняется битве под Москвой.
Мне довелось только что закончить новую книгу об обороне столицы. Так погрузился, что ещё «воюю», никак не успокоюсь. Война была жестокой. Пытаюсь сказать правду. Просидел много времени в ЦАМО РФ. Многие документы у нас пока не рассекречивают. Увы. На запад от Москвы, на Звенигородском направлении обороны, – около 200 братских могил. Это гигантский мемориальный пояс на полях бывших сражений! Во многом – без полного списка имён погибших. Немало здесь немцы оставили и своих кладбищ, следы которых уже летом 1942 г. были уничтожены отрядами НКВД и жителями, возвращавшимися на пепелища.
И вот мы снова отмечаем 9 Мая, День Победы. А на душе, как в телевизоре, неспокойно. Ветераны вымирают всё быстрее. И кто-то из СМИ беспокоится: якобы вновь возрождается «сталинское» понимание прошедшей войны. Так ли это на самом деле?! На днях в подмосковном храме (не важно где, но немцы там были) говорил со священником о братских могилах окрест столицы. Спрашиваю его мнение в связи с тем, что наших убитых солдат весной бросали в траншеи, как могли закапывали, имена не сверяли, много путаного и даже потерянных захоронений. А немцы – не православные – даже в декабре 1941-го каждого солдата хоронили с крестом (!) и табличкой. Как быть? Продолжать ставить везде памятные звёзды с вечным безымянным огнём или всё-таки напрячься и нам воздвигнуть кресты с точными именами? Затруднился он с ответом и не стал сгоряча формулировать… И мне пришлось по душе такое затруднение… Пока всё это ещё болевая точка!
Война в наших душах клокочет невидимо. Поэтому и начинать новую в реальности – не стоит. Самый худой мир всё же лучше, как бы тяжело нам сегодня ни было.