С таким настроением встречаются писатели и дети
Библиотеки Южного административного округа гостеприимно распахивают двери перед писателями, а те в ответ делятся со школьниками своим творчеством. В библиотеке семейного чтения № 156 выступили Инна Гамазкова, Владимир Силкин, Виктор Лунин и Марк Шварц. Они же посетили центральную детскую библиотеку № 101, только вместо Владимира Силкина приехала Ирина Антонова. В большом зале собрались ученики третьего и двух четвёртых классов ближайших школ.
Виктор Лунин рассказал, что больше всего он любит писать «о ребятах и зверятах», а его самое любимое животное – кошка, ей посвящён целый цикл стихотворений. Чтение «кошачьих стихов» завершило стихотворение о том, что автору в детстве очень хотелось, чтобы ему подарили... щенка.
Вслед за Луниным Ирина Ан-тонова прочитала весёлый рассказ про то, как одноклассники, думая, что их товарищ очень любит собак, не сговариваясь, принесли ему на день рождения щенков (причём всех из одного помёта). Вы понимаете, почему именинник замер, не мигая смотрел на своих родителей, и каково было родителям, когда запоздавший гость принёс десятого щенка… А ещё была радость узнавания, когда Ирина Антонова прочитала другой рассказ и попросила ребят вспомнить название снятого по нему фильма из киножурнала «Ералаш». Они сразу вспомнили сюжет «Яблоко», только в рассказе Ёлкина ела шоколадные батончики. Но тем кино и отличается от текста – не всё красиво описанное автором будет так же хорошо смотреться на экране, приходится вмешиваться в замысел писателя. Этот пример отлично проиллюстрировал мысль, что экранизация литературного произведения не тождественна первоисточнику. Хорошая литература несёт в себе столько смыслов, что, не читая книг, нельзя стать культурным человеком, а по фильмам нельзя судить о творчестве писателя и считать себя знатоком литературы.
А есть произведения, которые и экранизировать-то невозможно, как например стихотворную «Варежкину сказку» Инны Гамазковой. Разве уловишь камерой мысли и поэтические образы? Придётся за кадром читать весь текст, а это уже не кино – видео-книга. Инна Гамазкова, несмотря на то, что она человек взрослый, отличается ребяческим озорством – любит писать стихи «неправильно». Она попросила ребят петь известную всем песню про ёлочку по одной строчке, а следующую пела свою. Вот что получилось:
В лесу родилась ёлочка,
в лесу она росла…
Большое золочёное
яйцо она снесла.
И тут дети должны были угадать, на какую сказку намекает автор.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»…
А волку, мой козлёночек,
ты дверь не открывай.
И ребята радостно и хором угадали следующую сказку.
Настроившись на рифмы, школьники не смогли отгадать загадки-обманки Марка Шварца: они по инерции продолжали зарифмовывать окончание строки, а правильный ответ этого не требовал. Но из-за такой неудачи градус веселья в зале не понизился, потому что Марк Шварц стал читать стихотворные страшилки, которые не только не пугают, а вызывают дружный хохот.
Главный редактор издательства «Детская литература» Ирина Котунова рассказала ребятам, какой путь проходит текст, прежде чем станет книгой, сколько труда множества людей вложено в её создание. Чтобы приобщить детей к книге, познакомить их не только с классикой, но и с современной детской литературой, Правительство Москвы, «Литературная газета», издательство «Детская литература», управления культуры административных округов, работники библиотек совместно устраивают для них встречи с писателями. И слова оживают. А ребята на память получают в подарок прекрасные книги от старейшего детского издательства.
Воспитанным и умным можно стать, если много читать, – сказала в заключение Ирина Котунова. – Сегодня писатели пришли к вам в гости, и вы подружились, а книги – залог того, что они станут вашими заочными друзьями надолго.