Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Радостный смех Терпсихоры

01 января 2007

БАЛЕТ

«Пробуждение Флоры»Балетный репертуар «Золотой маски» в чём-то озадачил, но в целом порадовал. Большой театр предложил реставрацию «Корсара» и кое-что из современной хореографии. Мариинка привезла Баланчина и Петипа–Иванова. Пермский балет давал вечер хореографии Джерома Роббинса, баланчиновского соратника по работе в New York City Ballet. Эта вот классика с неоклассикой и рассматривалась, собственно, в качестве среды, способной выдвинуть претендентов на главный приз. 

Скажу сразу, что ожидания оправдались в полной мере. «Приёмочная комиссия» чётко дала понять, какой танец нужен сегодня России. Незамысловатый, наивный, имперский. Всё в одном флаконе. Место балету было указано твёрдо. Императив «не умничать!» прозвучал громко.
Пижоны в шоке. Эстеты радуются: лучшим спектаклем названо «Пробуждение Флоры» Рикардо Дриго, балет, что восстановил по «шпаргалке» Льва Иванова и Мариуса Петипа хореограф Мариинки Сергей Вихарев. Который и был специально отмечен в качестве лучшего балетмейстера. 

И то сказать: пятьдесят человек кордебалета, живой осёл на сцене, плюшевые хищники, запряжённые в колесницу, пропасть богов Римского пантеона – что нужно ещё для счастья? Разве что хороший танец, за которым у Мариинского театра «никогда не заржавеет»!
Безмерную радость омрачило лишь одно обстоятельство. Тогда как в опере приветствуются разнообразные новации, вовсе не все из которых лишены эстетической ценности, работа современников в балете почти не видна. 

Прекрасная «Чайка» Джона Ноймайера (Театр Станиславского и Немировича-Данченко) осталась ни с чем. За Ноймайера обидно, за «масочное» жюри, из двух «Чаек» выбравшее ту, которая Бориса Эйфмана, стыдно. Утешает лишь то, что создан балет Ноймайером давно, в шедеврах числится плотно, а эйфмановский вариант отмечен лишь частной номинацией «Лучшая мужская роль» (Юрий Смекалов). С современностью «Маска» разобралась, приплюсовав к петербужцу москвичку Наталью Осипову («В комнате наверху», Большой театр). Возражений ноль: Наташа – сверхновая русского балета. Классическая танцовщица, обладающая всеми качествами, коими надлежит украшаться выдающейся балерине. Что ж, если отдавать предпочтение «старине», то лучше уж «глубокой». Как в хореографии (Иванов–Петипа), так и в выучке (Большой театр). 

А что там с актуальными процессами?
Ноймайера, конечно, жаль, но ещё более жаль Константина Уральского, чей балет «El mundo de Гойя», поставленный в Челябинске, вообще не прошёл сквозь «сито» оценочной комиссии. Полностью оригинальная работа была сделана в рамках традиционной хореографии, совместившей танцевальное качество с повествовательным. Чем не формат и/или вектор? Музыка же Валерии Бесединой вполне могла претендовать на участие в соревнованиях композиторов на музтеатре. 

Уж её-то «Гойя» точно поинтереснее оперы «Маргарита» (Владимир Кобекин, лучшая работа композитора), показанной нам Саратовским театром оперы и балета. Монотонной и навязчивой работе Кобекина не хватило чуть-чуть, чтобы стать полноценным мюзиклом, что пошло бы на пользу и спектаклю, и зрителю: возможность хореографии примирила бы с тем, что музыкальные темы русского автора слишком уж взывают к светлой памяти Равеля, Пьяццоллы, Гершвина. Для мюзикла допустимо. Лёгкий жанр. В остальном – незачёт экспертному совету «Маски». 

Смягчающим вину обстоятельством может стать лишь то, что «умничанье» в балете «Золотой маской» не поддержано. Детское восприятие, надменный аристократизм, игнорирование претензии «не понял!» – наконец-то балет отвергает буржуазную внимательность к «личности» персонажа. Сводя её до «типажа», об укоренённости которого как в дворянской, так и в пролетарской культуре писал Эрнст Юнгер.
Драмбалет перестал быть магистралью.
Верной дорогой идём, товарищи.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS