Михаил Фёдоров. Егор Исаев. – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография – Издательство им. Е.А. Болховитинова», 2017. – 632 с. (Серия «Замечательные люди Воронежского края»).
Выпал счастливый случай: приобрёл бесценную для меня (по прочтении – для многих и многих читателей) книгу автора многих повестей и романов Михаила Фёдорова из Воронежа. Полыхнуло с обложки высверком молнии: Егор Исаев. Прошёлся по тропам молодости. Всплыли в памяти далёкий сентябрь 1964 года, Москва, Тверской бульвар, дом Герцена, Литинститут... И мы – счастливчики, одолевшие непростые преграды творческого конкурса, экзаменов, собеседований... Мы – студенты Литературного института им. А.М. Горького! Перешёптываемся: «А ты у кого в творческом семинаре? Хорошо бы к Егору Исаеву! «Суд памяти» – такого в мировой литературе не было… Вся философия войны… Стрельбище...
Поштучным,
пачечным,
строчным
С колена бил,
с брони,
Не по фанерным – по живым!
И падали они…
Конечно же, все абитуриенты-поэты стремились попасть в творческий семинар Егора Исаева. Повезло немногим, десятерым из всего Союза. Среди них – любимчиков судьбы – я со своими первыми пробами пера и с верой в счастливую поэтическую звезду…
И вот «Четверг». Семинар. Сидим мы, притихшие, в аудитории, ждём. Сейчас… Сейчас… И дверь открылась, и вошёл Он. Обыкновенный, с лёгким подрагиванием головы, для нас – великий! Нам казалось, что он может переставлять с места на место горы! Несколько возвышенно произнёс: «Ребята, я буду брать вас и запускать в космос!» Не все сообразили сразу, что речь не о космонавтах… Читали стихи, обсуждали их, ругались… Всё принимал, но когда один из нас презрительно сказал ему о стихах семинариста: «А где вы здесь увидели стихи?!» – резко осадил «критика». «Чтоб я такого больше не слышал! Нельзя сытости, снобизма, всезнайства… Ты помоги ему, если умеешь». Вот это «помоги», как я потом удостоверился, и составляло явление «Егор Исаев». Прежде за другого, потом за себя… Научитесь радоваться за другого... Потому и сказано им мэру Москвы на его слова: «Моя Москва»: «Москва – она должна для всех, тогда она Москва»...
И всё величие этого Поэта-Гражданина отражено в книге о нём Михаила Фёдорова «Егор Исаев». Сам автор, конечно же, на тех же позициях, что и Исаев. Он единомышленник. Безусловно, он понимает, что творчество Егора Исаева – это глубинное отражение времени, в которое жил поэт, вселенский трагизм этого времени (поэма «Суд памяти»), страстный призыв к человечеству: Опомнитесь! Ведь не опомнитесь – обугленная Планета!..
Творчество Исаева очень современно. У нас потихоньку исчезает дух коллективизма (остаётся только у фанатов на футбольном поле). Каждый за себя, за другого – ни-ни-ни. А ведь мы зависим друг от друга: в беде, в бою – раненый – разве бросишь его?! Сам погибай, а товарища выручай! Человек человеку – друг, товарищ и брат. В Великую Отечественную мы победили во многом оттого, что было: «Сначала за другого, потом за себя», за счёт братского отношения друг к другу. Сегодня в большинстве, к сожалению, – сам за себя. Удельные княжества, непонимание и нежелание понимать друг друга. В таком состоянии дел, отношений, да обладая чудовищной силы огнём, недолго и Землю, планету-матушку испепелить.
В книге Фёдорова ярко показаны эпизоды из произведений Исаева, где его лирический герой – автор – терзается всеми тревогами, всеми болями за сбережение живого на Земле. И это современная, насущная, жизненно необходимая литература. Фёдоров ярко показал в книге, что произведения Егора Исаева, их суть – «За других!». За нас самих, за наших детей, внуков, правнуков, за грядущие поколения. Живите, люди! Живите и помните, что в мире есть стрельбища, где пуля – праматерь снарядов, ракет, где натаскиваются убивать.
Михаил Фёдоров почти документально воспроизвёл свои разговоры с Егором Исаевым во время многочисленных встреч с ним. В этом и ценность повествования, что оно не сочинено, что это живая правда.
Большая литература – она в Слове. Ушёл Шолохов, а Григорий Мелехов – человек войны Гражданской – мечется, терзается, ищет на распутье свою, правильную дорогу в жизни. Ушёл Твардовский, а Тёркин – человек войны Отечественной – сооружает самокрутку и утверждает, мол, ничего, братцы, били пришельцев, бьём и будем бить! До самой победы! Ушёл Исаев, а его герой – человек «послевойны» – бьёт тревогу «всей многотрубной медью»! Оглянитесь! Посмотрите, как истребляли живых выученики стрельбищ. Помните и всей сутью своей оберегайте живое…
Слава богу, что среди наших писателей нашёлся автор, увидевший и оценивший произведения великого русского поэта-гражданина Егора Исаева, который в своих стихах и поэмах отразил век, его начало, стремительное бурно-кровавое течение, великую тревогу, боль за судьбы нынешних и грядущих поколений.
Николай Куленко