Я вышел на мост через Западную Двину – и увидел радугу. Одним концом она упиралась в башню городской ратуши, в которой сейчас размещается краеведческий музей, а другой скрывался в гряде летучих облаков. «Хороший знак, – подумал я. – Фестиваль и в этом году пройдёт на высоком уровне».
Слева от ратуши возвышалась громада достраивающегося Успенского собора, как говорят, самого большого храма в Беларуси. Справа от неё двумя шпилями вонзалась в небо Свято-Воскресенская церковь, открытие которой намечалось именно в фестивальные дни. Внизу под мостом медленно влеклись тёмные воды Западной Двины, Эридана по Геродоту. Я замечал, что воды рек, текущих на север, темнее тех, что стремятся на юг.
В месте впадения речки Витьбы, от которой и пошло название Витебска, в Западную Двину неподвижно застыли фигуры двух рыболовов. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь из них вытаскивал из воды рыбу, но рыболовы стояли здесь всегда.
В эти июльские дни «Славянский базар в Витебске» проходил в восемнадцатый раз. На пресс-конференции, состоявшейся в день его открытия, и руководители города, и возглавляющий дирекцию фестиваля Родион Басс излучали спокойствие и уверенность. Больше волновались журналисты, представляющие жёлтую прессу: «Как же пройдёт фестиваль без Николая Баскова, который должен был председательствовать в жюри?» – «Да, Басков прислал письмо, в котором выразил сожаление, что не сможет приехать на свой любимый фестиваль, – успокаивал их Родион Басс, – но уже дала согласие стать председателем жюри Лайма Вайкуле».
Расхожим штампом среди пишущей братии были слова «совершеннолетие фестиваля». Для человеческой жизни восемнадцать лет – действительно время зрелости. И по тому, как всё происходило в эти дни в Витебске, можно было сказать, что «Славянский базар» и вправду достиг пика зрелости. Никаких сбоев в программе фестиваля. Достойные конкурсанты. Чёткая работа сил правопорядка, хотя именно она у некоторых журналистов вызывала наибольшие нарекания. Ну не любит наш брат проверок! Свободу он любит, особенно в части высказывания собственного мнения.
Лично меня на «Славянском базаре» обрадовало присутствие поэта Евгения Евтушенко. Год назад я написал, что на витебском фестивале недостаёт одной, но очень важной краски – поэтической. Сейчас эта краска заиграла в полную силу. На пресс-конференции Евгений Евтушенко сказал, что настоящая поэзия здесь нужна как мерило истинного вкуса. И с этим трудно не согласиться. Точно таким же мерилом в музыкальной части оказался здесь Раймонд Паулс – тоже впервые за восемнадцать лет. А вместе с выставкой репродукций Марка Шагала к «Мёртвым душам» Гоголя все эти события стали знаковыми. В искусстве, как и в других сферах человеческой жизни, всё решает талант. Имена Марка Шагала, Раймонда Паулса, Евгения Евтушенко, Михаила Козакова, Лары Фабиан и Сары Коннор придали облику «Славянского базара в Витебске» ту солидность, которая и сделала его явлением мирового уровня. А это уже не просто песни славян в заштатном Витебске. Это многоцветная радуга искусств, обнимающая весь мир.