В селе Великое восстанавливают кремль, выпускают газету и проводят Полтавскую битву
В первую зиму пребывания в селе Великом на православное Крещение о. Алексий задумал провести для своих прихожан обряд купания в проруби: во льду Чёрного пруда у собора прорубили полынью в форме креста – иордань, – поставили раздевалки, освятили ледяную купель. И когда первые смельчаки стали готовиться окунуться в прорубь, около сотни стоявших на берегу изумлённо ахнули: на небе – в двадцатиградусный мороз! – заиграла радуга. Великоселы потом долго обсуждали случившееся: одни назвали это аномальным природным явлением, другие – предзнаменованием чуда.
Впрочем, если смотреть даже с самой материалистической точки зрения, в старинном селе теперь действительно происходит нечто для него необыкновенное…
Со стен и потолка храма Рождества Богородицы, каким я его впервые увидела погожим осенним днём
2005-го, с редких по красоте фресок на меня смотрели одухотворённые и скорбные лики святых, однако изображение сохранилось лишь частично. На полу – глубокие выбоины и рытвины. Это были не отметины времени, которое, казалось бы, и могло нанести урон почти трёхсотлетнему храму. То были следы человеческого небрежения к собственной культуре, к славному прошлому. Великосельский кремль, частью которого является Рождественский собор, – самый старинный и значимый из 150 памятников истории и архитектуры, зарегистрированных учёными на территории села Великое Гаврилов-Ямского муниципального округа Ярославской области. Кремль – визитная карточка села, столько лет пребывавший в заброшенности и запустении, только начинал оживать с приездом в Великое молодого священника Алексея Кульберга – отца Алексия, как он стал именоваться после недавнего принятия сана.
– Когда я впервые прошёлся по улицам села, – говорил мне тогда
о. Алексий, – познакомился с коренными жителями, послушал рассказ местного краеведа и организатора музея крестьянского быта Татьяны Басовой об истории Великого, его знаменитых уроженцах и узнал, как здесь появился кремль, то невольно подумал: «Какое село! Какая история! Какие памятники!»
И на радость жителям Великого он дал согласие остаться. Вспоминая ту первую встречу, Татьяна Басова (теперь она – церковный староста и во всех начинаниях о. Алексия – его правая рука) приводит такие слова молодого батюшки: «Понимаю, что восстановление кремля может стать делом всей моей жизни, и я за это возьмусь».
НЕМНОГО ИСТОРИИ
…Село Великое в конце ХIХ – начале ХХ столетия было самым большим и богатым в Ярославской губернии, в нём жили пять тысяч жителей – в основном умелых ремесленников. Известно, что ещё в 1392 году подле Великого была смертная сеча русских ратников с татарами, что не обошли его и междоусобные распри ярославских князей, а в Смутное время в селе останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие освобождать Белокаменную от польских захватчиков. Да и юный царь Михаил Романов, проследовавший в 1613 году из Костромы в Москву, куда был приглашён на царский престол, «произволили в селе Великом простоять три дня».
Проезжая по государственным делам, несколько раз в селе останавливался и Пётр I (до наших дней сохранился старинный маленький домик, где император находил себе приют). Немудрено, что богатое и красивое село пришлось Петру Алексеевичу по нраву. После победы над шведами российский самодержец, желая наградить героев Полтавской битвы, подарил Великое своему сподвижнику – князю Репнину. С этого момента начинается новая важная и, пожалуй, самая яркая веха в истории древнего села.
Аникита Иванович Репнин – будущий фельдмаршал и президент Военной коллегии, которого А.С. Пушкин в поэме «Полтава» именует «птенцом гнезда Петрова», к царскому подарку отнёсся рачительно и с любовью и принялся село по мере сил украшать. Прежде всего он затеял в Великом строительство и возвёл в 1712 году на свои деньги огромную по тем временам церковь Рождества Богородицы – высота четверика храма составляла 13 метров, и такого мощного здания не было даже в Ярославле. Стены церкви украсили нарядные фрески.
Строительство продолжил внук фельдмаршала, который в 1741 году возвёл вторую церковь – Покрова Богородицы, причудливо сочетавшую в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Между двумя храмами устремилась ввысь 45-метровая соборная колокольня, на западной стене которой было символично прорубленное «окно в Европу», а куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавского сражения. Великоселы стали называть весь этот архитектурный комплекс кремлём, а площадь, где он расположен, превратилась в общественный центр села.
Жители Великого гордились своим кремлём – во многих ли сёлах есть такой? И даже дома на улицах, что, как годичные кольца на дереве, опоясывают кремль, располагали по одну сторону – чтобы быть лицом к кремлю, к храмам.
«РАЗРУШИМ ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ?..»
Но грянул 1917 год. Он изменил не только патриархальный уклад жизни, иной стала людская психология. Строить новый мир на обломках старого вошло в обычную практику.
К счастью, Великосельский кремль не постигла трагическая участь московской святыни – храма Христа Спасителя, кремль уцелел. Но его ждала другая пытка – пытка забвения и медленного разрушения. Кто бы до революции взялся предсказать, что великоселы, так чтившие всё, что было связано с их малой родиной, так гордившиеся своим кремлём, в прямом и переносном смысле от него отвернутся. Сначала в обоих храмах прекратили службы, потом из части помещений сделали склады, а в церкви Покрова Богородицы, предварительно замазав по стенам старинные фрески, разместили киноклуб.
Бороться за спасение великосельских достопримечательностей уже после войны стали местные краеведы. Обратились к авторитетным учёным. Те внимательно всё изучили и ахнули – богатейшее культурное наследие едва не кануло в Лету! Помимо уникального кремлёвского ансамбля в селе есть немало зданий, представляющих ценность и в историческом, и в архитектурном плане. Подлинная жемчужина – особняк купца Локалова, построенный незадолго до революции архитектором Фёдором Шехтелем – автором здания Ярославского вокзала в Москве.
Революционные бури пощадили только основное здание. И пока с 1920 по 1924 год в нём располагался лучший, как уверяют старожилы, губернский музей, изумительный по красоте и изяществу отделки интерьер, сохранялся в неприкосновенности. Но затем здесь было решено разместить исполком. Музей выселили, часть экспонатов отправили в Ярославль, остальное утратилось. Пострадало и детище Шехтеля. Лик Спасителя, запечатлённый на потолке Парадного зала, потребовали заменить на изображение серпа и молота, что и было сделано.
Особняк пока не удалось вернуть музею (с военной поры, когда в Великое привезли эвакуированных из Ленинграда детей, и до настоящего времени в нём находится детский дом). Но история села так богата и памятными событиями, и незаурядными земляками, что Великое просто не могло остаться без музейной экспозиции, запечатлевшей его биографию.
ЧТОБ НЕ БЫТЬ ИВАНАМИ, НЕ ПОМНЯЩИМИ РОДСТВА
Восемь лет назад по инициативе уже знакомой нам коренной великоселки Татьяны Басовой открылся Музей крестьянского быта. Расположился он в бывшем доме владельца кожевенных предприятий купца Бутикова (колоритнейшая фигура и истинно великосельский, как считает
Т. Басова, характер: из экономии хозяин спал не на кровати, а на деревянных лавках, горничной, приносившей чай, наказывал, чтоб клала не больше двух ложечек варенья, тем не менее самый крупный клад золотых монет в Ярославской области – 322 монеты! – был найден после революции именно под крыльцом его дома).
Экспозицию, взамен утраченной в 20-е годы, собирали для музея всем миром, но более всего благодаря бескорыстной помощи 80–90-летних бабушек-долгожительниц (среди них есть и старейшая великоселка Анна Ивановна Кашина 102 лет!).
– Одна из старушек принесла нарядные венчальные кожаные ботиночки, в которых шла к алтарю её родительница, другая – прялку с изображением Великосельской колокольни, верх прялки украшен лошадиной головой – это своеобразный оберег от воров и напастей, – рассказывает Татьяна Басова. – Кто подарил венский стул, кто кузнецовский сервиз, кто открытки с дореволюционными видами села Великое, а кто и просто лопату для выпечки хлеба – ею доставали готовые караваи из русской печи.
А ещё после лет беспамятства и забвения великоселам захотелось воздать должное своим землякам – и выдающимся людям, здесь родившимся, и тем, кто в селе жил в прошлые годы, пытаясь оставить по себе добрую память достойными делами. Интересные материалы собраны об уроженцах села – военачальнике Николае Труфанове, командовавшем в годы Великой Отечественной 51-й армией, и «великом железнодорожнике мира» Борисе Бещеве – такой титул бывшему министру путей сообщения СССР, занимавшему пост на протяжении 29 лет, присвоили заграничные коллеги «за вклад в развитие мировой железнодорожной системы».
Но самой неординарной личностью среди великоселов был Алексей Локалов, владелец того самого сказочного особняка, построенного Шехтелем. Алексей Александрович – сын крепостного, выкупившегося на волю и разбогатевшего на торговле льном. Локалов-младший задумал построить в Великом льнофабрику, но поскольку односельчане возражали против его затеи, как бы сейчас сказали, по соображениям экологического характера, он выстроил мануфактуру в находившемся поблизости посёлке Гаврилов-Ям. Параллельно производственным корпусам создавалась целая инфраструктура – жильё для рабочих, магазины, богадельня для престарелых и больных. В 1882 году продукция фабрики была представлена на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и удостоилась золотой медали. Гаврилов-Ям благодаря бурному развитию производства вскоре получил статус города, а ныне стал центром муниципального округа.
И всё же подлинное возрождение села Великое не могло состояться, пока его главная достопримечательность и духовная константа – кремль – лежала в руинах.
На помощь молодому священнику первыми пришли учащиеся и преподаватели Великосельского аграрного техникума, затем потянулись ребята из детского дома со своими наставниками и просто добровольцы всех возрастов – жители села.
– Я не льстил себя надеждой, что, выказав желание помочь – выбросив мусор или нарубив дров для растопки печи в храме, – ребята сразу же станут верующими православными людьми, достойными гражданами Отечества, – делится со мной о. Алексий, вспоминая тот период жизни. – Процесс воспитания долгий и трудный, я это осознавал. Здесь совсем иной мир, чем в Москве, в людях больше чистоты. И дети другие. В отличие от избалованных московских школьников, которые хотят, повзрослев, стать бизнесменами или хозяевами казино, в селе не гонятся за профессиями, сулящими большие барыши. Я спросил, например, у десятилетнего мальчишки, кем он хочет стать, тот ответил: «Ветеринаром». Поинтересовался через год, изменились ли планы. Ребёнок признался: «Да, я хочу быть трактористом». И я понял, что надо поддерживать это желание детворы – жить на земле, где жили ещё их прадеды, владеть исконными для сельчан навыками и ремёслами.
О. Алексий деятелен и молод – ему только 35. Выпускник престижного московского вуза, специалист по компьютерам, имевший свой небольшой, но успешный бизнес в столице, никогда прежде не живший вне благ цивилизации типа горячего водоснабжения и центрального отопления в доме, в селе он погрузился совсем в другой мир. Было, конечно, трудно: зимой в полуразрушенном церковном здании температура не поднималась выше плюс 12. Да и то, если очень сильно натопить. Помещение, где мог бы жить священник, отсутствовало вовсе. Но всё-таки зияющие проломы в стенах церкви Рождества Богородицы уже были заложены, куплены двери, вставлены стёкла в окна, и службы начались.
«И ЗАЗВЕНЕЛА НАКОВАЛЬНЯ ПОД УДАРАМИ МОЛОТА»
Алексей Кульберг происходит из обрусевшего немецко-шведского рода. Предки приехали в Россию служить то ли при Петре, то ли при Екатерине, приняли православие. Прадед, отставной офицер, был предводителем дворянства в г. Сапожок Рязанской губернии. Оба деда пошли по военной линии и честно служили России. В этом о. Алексий видит пример и для себя. Самому о. Алексию присуще необычное в наш прагматический век бескорыстие. («Просто зарабатывать деньги, заниматься карьерой – неинтересно, неправильно, – считает он. – Необходимо дело жизни, призвание. В Великом я почувствовал: то, что я призван исполнить, нужно и детям, и взрослым. А тогда можно горы свернуть».) И ещё свойственная ему интеллигентность, даже некоторая застенчивость сочетаются в его характере с редкой целеустремлённостью. Именно эта черта – целеустремлённость – помогла в такой короткий срок воплотить в жизнь задумку о. Алексия о создании в селе Центра детского творчества.
Великое исстари славилось замечательными мастерами-ремесленниками, а их изделия нарасхват шли на ежегодных осенних ярмарках, на которые в село съезжались не только соседи, но и гости издалека. И, конечно, особым спросом пользовались изделия умельцев-кузнецов. И вот «морозным вечером в кремле чуть слышно раздался звон. И не колокола, не била. Звенела наковальня под ударами молота. Разогретый докрасна металл послушно гнулся и принимал новые формы. Восточная хозяйственная постройка кремля… очищена и приняла под свой кров мастеров-кузнецов Центра детского творчества» – так рассказал о радостном событии «Великосельский благовестник» – приходская газета – ещё одно полезное и интересное начинание о. Алексия, печатающая материалы и о церковных праздниках, и о жизни села в целом. Помимо кузницы ещё в три мастерские Центра детского творчества – керамики, изобразительного искусства и рукоделия – пришли заниматься юные великоселы.
Да, это было нелегко – договориться с местными властями, раздобыть деньги и сделать ремонт в дотоле непригодном помещении, найти педагогов. Но дело сделано. Центр действует! И вот уже выпускница Великосельской средней школы Маша Калябина (сейчас она уже студентка) по-хорошему завидует шестилетней Маше Барашковой: «Вот бы нам, как нынешним малышам, с самых юных лет в Центр детского творчества ходить – как теперь интересно стало в Великом жить!»
А о. Алексий делится ближайшими планами: «В Центре детского творчества хочу учить ребят не только конкретному ремеслу, но и без нажима и дидактики разговаривать с детьми о Боге, о человеческом предназначении. Чтоб они понимали, что вопреки рекламному слогану «Бери от жизни всё!» – надо брать не всё, а лучшее».
ВЕРНУТЬ ВЕЛИКОМУ – ВЕЛИКОЕ
За три года служения сельского батюшки Алексея Кульберга он успел многое: ведутся восстановительные работы в Рождественском и Покровском храмах, иконописец из Екатеринбурга С. Кузнецов уже расписал в Рождественской церкви царские врата Смоленского придела (от прежнего иконостаса не осталось ни одной иконы!). Отыскались благотворители в Москве, готовые оплатить восстановительные работы. В Великом выходит своя газета. Дети нашли занятия по душе в Центре детского творчества. Состоялась районная конференция школьников «От Петра до наших дней». А ещё – и это едва ли не главное событие! – уже два года подряд в июле, в годовщину Полтавского сражения, в селе проходит театрализованный праздник «Первая победа», посвящённый блистательной победе русского оружия. К нему великоселы готовятся с особой радостью и волнением. Мне довелось побывать на таком празднике.
Торжество началось праздничным богослужением в Рождественском соборе. Только служба закончилась, как на улицах Великого появились гвардейцы в мундирах петровских времён и под звуки военного оркестра зашагали к Великосельскому кремлю. Сопровождать молодцов-гвардейцев увязалось полсела – и стар, и млад. Шествие завершилось у стен кремля, на главной площади села, где начался торжественный митинг. В тот день поздравить великоселов приехали глава Гаврилов-Ямского муниципального округа Николай Бирук, представители Ярославской епархии, гости из Москвы и Ярославля. Затем был концерт, на котором свои таланты показали и гости из Москвы, Ярославля и великоселы. А под стенами собора развернулся весёлый торг: умельцы из Мышкина, Ростова, Гаврилов-Яма прямо на площади под стенами кремля ковали, выдували из стекла, плели из соломки, на лотках красовались уже готовые яркие поделки – то шумела ярмарка ремёсел. Знаменитые петровские ассамблеи… Великоселы увидели одну из них – по сути, это был спектакль о жизни Аникиты Репнина, о том, как за провинность Пётр I разжаловал своего любимца из генералов в рядовые и послал на поле боя вдохновлять солдат личным примером в сражении, где должна была решиться судьба Отечества. И вот кульминация праздника – Полтавская битва. Молодые артисты из Ярославля под руководством заслуженного работника культуры РФ Бориса Трухачёва и театра-студии «Прозрение» Сергея Козлова из Ростова три месяца работали над постановкой боя.
…Войска построились на поляне. Зазвучали барабаны, развернулись знамёна. Всё готово, чтобы отразить атаку неприятеля. Русские, одетые в красно-зелёную петровскую форму, укрылись за редутами (их три недели строили гимназисты из Ярославля и сами артисты). Напряжённые лица солдат. «За кадром» звучат строки пушкинской «Полтавы». Аникита Репнин всматривается вдаль, откуда должны появиться шведы. И вот замелькали сине-жёлтые мундиры. Идут! Засверкали клинки, зазвучали выстрелы из старинных ружей и пушек. И вот уже Аникита Репнин по царскому приказу сам ведёт гвардейцев в атаку. Гремит громовое «ура!». Зрелищный фехтовальный поединок Репнина со шведским генералом ставит победную точку в полтавской виктории.
– После долгих лет развала и беспамятства я хотел вернуть Великому право так именоваться, доказать, что, молодёжь можно и нужно воспитывать в традициях русской культуры и патриотизма, не оглядываясь на авторитет Запада, как сейчас модно, – говорит о. Алексий. – Хотел привить молодым чувство гордости за своё Отечество. Заодно напомнить и взрослым, что не за горами 300-летие Полтавской битвы, а в Великом о блистательной победе русского оружия так много свидетельствует, что не заметить этой даты мы просто не имеем права. Только хорошо бы, чтобы торжества проходили не на самодеятельном уровне, не силами энтузиастов, как сейчас, а при более деятельной поддержке государственных структур.
Мнение, что Великое преображается, я услышала и от главы Гаврилов-Ямского муниципального округа Николая Бирука. «В последние годы на второй план ушли такие понятия, как патриотизм, вера, добропорядочность, – сказал он. – В Великом сейчас пытаются к этим ценностям вернуться, возродить историческую память, сплотить людей, научить гордиться своим краем, селом, где живут. Начинания великоселов я, конечно, поддерживаю».
, член Союза писателей России, с. ВЕЛИКОЕ, Ярославская область – МОСКВА