Царица радости: Стихотворения и сказки. – М.: Центральный издательский дом, 2008. – 272 с.: ил.
Чего не хватает в России больше всего? В климате – солнца, в культурной традиции – радости. В книге стихов Светланы Максимовой «Царица радости» есть и то, и другое.
Чему радоваться? – спросит современник, развращённый мегаполисом, запуганный кризисом и так далее. А просто:
Посмотри – расцветает жасмин.
Он белей одинокого паруса
в этом веке горящих витрин.
Ну, скажете, это мы проходили: жасмины, птички, паруса… Поэтическая резервация. Но Максимова не собирается в ней отсиживаться:
Сколько можно пугаться и прятаться
в зарифмованную скорлупу.
Лучше радуйся, дурочка, радуйся
золотому клейму во лбу.
Клеймо во лбу – не лавровый венец. Знак скорее изгнанности, чем избранности. Но клеймо – сакральное, оттуда. Оно освещает поэту путь над пропастью. Оно – залог этой высокой радости:
Ведь пока ты, сестрица, радуешься,
Бог рождается в мир опять.
Непривычные строки для нашей поэтической традиции. Будто радость – что-то неприлично бездуховное. От легкомыслия и глупости. Что это вообще за Царица радости такая? Вот Муза плача – это по-нашему! А ещё лучше – Муза мести и печали!
Так, может, всё это юродство? Игра? Маска, прикрывающая нормальный человеческий прагматизм?
Пока мы жили
под крыльями ангелов,
мы удивлялись всему…
Я, помню,
чайник на плитку ставила,
и он выдавал мне главу
романа в стихах,
и набело
её переписывал мой сосед.
Это не очередная сказка, а общежитие Литинститута, вполне узнаваемое. Автор переходит из мифа в миф: миф содружества «под крыльями ангелов и фениксов», миф степного детства, миф о путешествии в Венесуэлу (и оно было!), миф о потерянном брате, который оживает в каждом новом возлюбленном, миф о Фее улиток… Но все они – реальность, как реальна Россия ХХI века; Светлана Максимова живёт в ней, но живёт как поэт. Топит дровами печку в своём условном жилище – дощатом домике. Выступает в Питере в «Бродячей собаке». Дудит в трубу австралийских аборигенов – устрашающих размеров инструмент под названием диджериду. И поражает друзей творческой неугомонностью: пишет стихи, рисует, созывает в ансамбль «Этномиф» музыкантов, таких же, как она, приобщённых к музыке радости, и, представьте, издаёт книжки – в собственном оформлении, с рисунками и фотографиями.
Все диссонансы и корявые кон-струкции окружающей действительности складываются у неё в правдивое повествование о Божественной любви. Да, человеку бывает холодно, одиноко, страшно. Он может не иметь денег, дома, семьи, работы… Зато есть «ангел с молодой улыбкой фавна».
Век – он всегда волкодав, и нужна большая душевная прочность, чтобы сохранить в себе способность к любви и радости. Максимова этой прочностью обладает и этой способностью с нами щедро делится. Это главное в книге «Царица радости». А стихи, как у любого поэта, разные: одни вызовут возражение, другие огорчат банальной рифмой, третьи поразят дерзкой находкой, четвёртые покажутся непонятными или скучными… А десятые полюбятся навсегда. Такие, например:
…но говорит нам Бог:
«Любите же, любите!
Я сделал всё, что мог!»