Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Радуйся, душа моя!

01 января 2007

Светлана Максимова. Царица радости: Стихотворения и сказки. – М.: Центральный издательский дом, 2008. – 272 с.: ил.

Чего не хватает в России больше всего? В климате – солнца, в культурной традиции – радости. В книге стихов Светланы Максимовой «Царица радости» есть и то, и другое.

Чему радоваться? – спросит современник, развращённый мегаполисом, запуганный кризисом и так далее. А просто:

Посмотри – расцветает жасмин.
Он белей одинокого паруса
в этом веке горящих витрин.

Ну, скажете, это мы проходили: жасмины, птички, паруса… Поэтическая резервация. Но Максимова не собирается в ней отсиживаться:

Сколько можно пугаться и прятаться
в зарифмованную скорлупу.
Лучше радуйся, дурочка, радуйся
золотому клейму во лбу.

Клеймо во лбу – не лавровый венец. Знак скорее изгнанности, чем избранности. Но клеймо – сакральное, оттуда. Оно освещает поэту путь над пропастью. Оно – залог этой высокой радости:

Ведь пока ты, сестрица, радуешься,
Бог рождается в мир опять.

Непривычные строки для нашей поэтической традиции. Будто радость – что-то неприлично бездуховное. От легкомыслия и глупости. Что это вообще за Царица радости такая? Вот Муза плача – это по-нашему! А ещё лучше – Муза мести и печали!

Так, может, всё это юродство? Игра? Маска, прикрывающая нормальный человеческий прагматизм?

Пока мы жили
под крыльями ангелов,
мы удивлялись всему…
Я, помню,
чайник на плитку ставила,
и он выдавал мне главу
романа в стихах,
и набело

её переписывал мой сосед.

Это не очередная сказка, а общежитие Литинститута, вполне узнаваемое. Автор переходит из мифа в миф: миф содружества «под крыльями ангелов и фениксов», миф степного детства, миф о путешествии в Венесуэлу (и оно было!), миф о потерянном брате, который оживает в каждом новом возлюбленном, миф о Фее улиток… Но все они – реальность, как реальна Россия ХХI века; Светлана Максимова живёт в ней, но живёт как поэт. Топит дровами печку в своём условном жилище – дощатом домике. Выступает в Питере в «Бродячей собаке». Дудит в трубу австралийских аборигенов – устрашающих размеров инструмент под названием диджериду. И поражает друзей творческой неугомонностью: пишет стихи, рисует, созывает в ансамбль «Этномиф» музыкантов, таких же, как она, приобщённых к музыке радости, и, представьте, издаёт книжки – в собственном оформлении, с рисунками и фотографиями.

Все диссонансы и корявые кон-струкции окружающей действительности складываются у неё в правдивое повествование о Божественной любви. Да, человеку бывает холодно, одиноко, страшно. Он может не иметь денег, дома, семьи, работы… Зато есть «ангел с молодой улыбкой фавна».

Век – он всегда волкодав, и нужна большая душевная прочность, чтобы сохранить в себе способность к любви и радости. Максимова этой прочностью обладает и этой способностью с нами щедро делится. Это главное в книге «Царица радости». А стихи, как у любого поэта, разные: одни вызовут возражение, другие огорчат банальной рифмой, третьи поразят дерзкой находкой, четвёртые покажутся непонятными или скучными… А десятые полюбятся навсегда. Такие, например:

…но говорит нам Бог:
«Любите же, любите!
Я сделал всё, что мог!»


Карина ЗУРАБОВА

Обсудить в группе Telegram

Карина Зурабова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS