«Радуга» – один из старейших литературных журналов в СНГ. Он издаётся в Киеве с 1927 года, на его страницах печатались практически все известные писатели Украины, а также многие из тех, кто родом отсюда, а затем переехали и работали в России. Как живётся литературному изданию в нынешних условиях? Об этом мы беседуем с главным редактором «Радуги» Юрием КОВАЛЬСКИМ.
– Юрий, насколько тяжело теперь русскоязычному журналу на Украине?
– Сейчас, увы, сложное время практически для всех литературных журналов. Но, слава богу, они продолжают существовать, ведь их назначение – находить и сосредоточивать на своих страницах лучшие образцы отечественной культуры. К сожалению, эта истина остаётся за семью замками для многих государственных мужей, которые могли бы помочь не только журналам, но и своим странам, своему будущему, своим детям.
Что же касается проблемы издания на русском языке, то она довольно давняя. И заключается в том, что к поэтам и прозаикам, пишущим у нас на русском, всегда было особое отношение (в данном случае имею в виду профессиональную среду – коллег литераторов, издателей). С одной стороны, их считают не совсем украинскими писателями на своей родине, а с другой – применительно к русской литературе – очень периферийными, так сказать, оторванными от языковых корней. То есть в обоих случаях просматривается пренебрежительность, некое отчуждение.
Конечно, по-настоящему талантливых Писателей (именно с большой буквы!) всегда и везде было мало. Но они есть и у нас, среди литераторов, пишущих на русском языке. Находить таких авторов, помогать им, делать их (уж простите за высокопарность) достоянием нации – одна из задач литературного журнала. Вот только невысокие тиражи, отсутствие средств на достойную рекламу и невнимание серьёзной литературной критики к русской литературе, созданной на Украине, – всё это приводит к тому, что большинство наших талантов не добиваются внимания и известности, которых по праву заслуживают. Конечно, есть исключения: Марина и Сергей Дяченко, Андрей Курков, Г.Л. Олди… Но можно назвать, по крайней мере, не менее ярких писателей и созданные ими в последние десять-пятнадцать лет по настоящему замечательные произведения. Это, например, «В окрестностях Милены» Николы Седнева, «Из жизни Павла Ковалёва по прозвищу Колобок» и «Мальчик Дима и его женщина» Станислава Славича, «В невесомости» и «Хорошо забытое новое» Александра Лозовского, «Зоркий мальчик» Сергея Черепанова, «Два билета, чтобы остаться» Игоря Судака, «Левиафан» и «Озонатор» Андрея Недельского, «Солнечный день в Италии» Инны Лесовой, «Неправильный треугольник» Этери Басария, «Сборище неудачников» Алексея Курилко, рассказы Анатолия Крыма, Марианны Гончаровой, стихи и проза Станислава Бондаренко… Мечтаю о том, чтобы объединить наши усилия по приобщению читателей к работе этих писателей с ведущими российскими издательствами, литературоведами и т.д. И в этой связи хочу сказать искреннее спасибо «Литературной газете», предложившей в этом году опубликовать на её страницах 5–6 рассказов наших лучших авторов. А пока, стремясь продолжить жизнь произведений, опубликованных в «Радуге», мы в прошлом году основали книжную серию «Библиотека журнала «Радуга». Уже вышли «Два портрета «Жены в гранатовом» Андрея Миллера, «Украинский эшелон» Инны Мельницкой, «Неоконченная симфония» Леонида Гамбурга, «Записки немолодого врача» Евгения Черняховского, «Я – манекен» Елены Сибиренко-Ставрояни.
– Ваш журнал является одним из учредителей нескольких литературных премий, в том числе уже довольно заметной международной премии имени Юрия Долгорукого…
– К литературным премиям у нас внимание особое, ведь это возможность поддержать наших авторов и морально, и материально (как ни грустно, но профессия писателя сейчас самая низкооплачиваемая в нашей стране). Два года тому назад «Радуга» и Национальный союз писателей Украины учредили Гоголевскую премию с довольно высокой, во всяком случае для Украины, суммой вознаграждения. Есть у нас также премия «Круг родства» имени Риталия Заславского. В планах ещё несколько премий с обязательным привлечением солидных спонсоров и меценатов. И, разумеется, главная наша премия – это она уже доказала за пять лет своего существования – имени Юрия Долгорукого, которую по нашему предложению основал московский фонд международного сотрудничества с одноимённым названием, то есть имени того же киевского князя, основавшего Москву. Каждый год лауреатами премии становятся два-три украинских поэта и прозаика, пишущих на русском языке. Также с прошлого года денежное вознаграждение получают и несколько дипломантов.
Первоначальный отбор произведений осуществляет редколлегия «Радуги», а затем в работу включается московское жюри. Назову некоторых его членов, не нуждающихся в особых представлениях: Лев Аннинский, Феликс Кузнецов, главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе, руководители писательских союзов Светлана Василенко, Альберт Оганян, Максим Замшев. Премия уже заслужила авторитет среди профессионалов в нашей стране своей честностью и объективностью. Вот только в России о ней почему-то знают и рассказывают значительно меньше, чем, скажем, о Русской премии. Право же, лауреаты премии имени Юрия Долгорукого: Валентина Ермолова, Владимир Бушняк, Инна Лесовая, Инна Мельницкая, Ирэн Роздобудько, Александр Загорулько, Александр Кабанов, Ирина Евса, Владимир Каденко, Сергей Шелковый, Владимир Спектор – заслуживают, чтобы на них обратили более пристальное внимание в России.
– Есть ли у вас подписчики-читатели в западных регионах Украины?
– Подписчики, как, кстати, и авторы, у нас есть во всех областях страны. И здесь стоит привести такой любопытный пример, показывающий, что запреты могут быть тоже своеобразной рекламой. Одно время во Львове власть предержащие начали серьёзно бороться с русскоязычными изданиями, и число наших подписчиков в этом городе тогда оказалось выше, чем, например, в Крыму. Но, конечно, хотелось бы, чтобы подписчиков везде было побольше, в том числе и в западных областях Украины, и… в России. Верю, несмотря на все трудности, что литературные журналы со временем опять обретут широкий круг читателей. Иначе быть не может, если речь идёт о культуре, духовности, нравственности в наших странах.
Беседу вёл