Литературные знакомства: журнал. – 2019. – № 5 (44).
Внимательный читатель сразу обратит внимание на то, что с очередного номера издательский проект Лолы Звонарёвой «Литературные знакомства» меняет свой статус: из альманаха он превращается в журнал. Об этом же она сама сообщает в традиционном обращении к аудитории. Но что значит эта существенная перемена, что она символизирует?
Исходя из обычаев русской журналистики, можно предположить, что это изменение потребует от журналистского коллектива дополнительных усилий и ответственности: и в плане периодичности выхода номеров, и в смысле большей строгости в отборе материалов. Всё-таки наша публика привыкла воспринимать альманах как собрание достаточно разномастных и разрозненных произведений (случаются, правда, и тематические альманахи, но это скорее исключение из общего правила). От журнала ждёшь большей цельности, стройности, однонаправленности. Недаром со времён Пушкина, Бестужева-Марлинского и Белинского в особой чести у наших книгочеев были именно журналы «с направлением». Журналы, имеющие свою точку зрения и твёрдо отстаивающие её.
В чём же может состоять позиция журнала «Литературные знакомства»? Ведь даже беглый взгляд на содержание ранее вышедших номеров демонстрирует широту творческих интеллектуальных и теоретических горизонтов. Не побоюсь сказать: позиция была, и состояла она в пристальном внимании к явлениям и даже росткам настоящей культуры, не обласканным светом ярких софитов, не раскрученным, незаслуженно лишённым государственной поддержки. Идея просвещения, если угодно.
А тут без широкого диапазона никак не обойтись. В прошлых номерах «Литературных знакомств» находилось место поморским очеркам прозаика Павла Кренёва, биографическому роману Валерия Лебединского «Вокруг Зинаиды Гиппиус», критическим миниатюрам Льва Аннинского, фрагментам из романов в стихах Ильи Пригожина, новым стихам питерца Владимира Шемшученко, французским поэтическим впечатлениям Андрея Галамаги «Париж всегда был тайной под замком…», которые отнюдь не мешают ему помнить о родине:
Через три дня, на праздник Покрова,
Нас будет ждать осенняя Москва,
Дождливых улиц дрожь и ветер колкий.
Но вновь Парижем будет воздух пьян,
Когда с тобой нас поведёт Сезанн
К Цветаевскому дому на Волхонке.
Вообще говоря, отношение к отбору поэзии в «Литературных знакомствах» всегда было строгое и требовательное. Редакция хотела чем-то удивить нас, находя в нескончаемой череде стихотворных текстов действительно оригинальные сочинения. Такой представляется, например, поэма о молодости рязанца Нурислана Ибрагимова «Литинститут». Искренние ностальгические ноты звучат в его воспоминаниях об учёбе на Высших литературных курсах. И по горячему задору характеристик и оценок можно не сомневаться – молодой темперамент автором не растрачен:
Мы, не щадя, лупили подлецов
И, не скупясь, таланты обнимали!
Нам Юрий Поликарпыч Кузнецов
Читал стихи!
И мы ему внимали!..
Где, как челнок из ткацкого станка,
Читая с шиком лекции о вкусе,
Шагал туда-сюда профессор Гусев,
Как полководец впереди полка,
И сыпалась побелка с потолка.
Там, от волненья вечного рябинов,
Оплакивал столетия Джимбинов,
Не в силах мирозданью потакать.
И сыпались созвездья с потолка.
Широка география представленных в альманах имён: Русский Север и Франция, Польша и Прибалтика, Крым и Кавказ, Китай и Америка, Кубань и Чукотка – для всех находится место под гостеприимной обложкой.
Не забывает редакция про историческую и краеведческую тематику, постоянно публикует материалы о мастерах культуры, рассказывает о новинках давней любви главного редактора – современной детской литературе. Словом, «Литературные знакомства» являют собой пример семейного чтения: книгочей любого возраста отыщет тут что-нибудь интересное. Калейдоскопическая композиция выпусков, пожалуй, не предполагает чтения «от корки до корки»: за что глаз зацепится, то и читаешь. А уж потом обращаешься к текстам, напечатанным в соседних разделах.
Важный элемент содержания – рубрика «Книга в альманахе». Обычно она стоит в начале и даёт возможность представить автора или важную тему в большем объёме. В прошлом году «Литературные знакомства» познакомили нас со сборником львовского поэта Бориса Фабриканта «Сгоревший сад», второй частью материалов «Русские писатели в Польше», повестями «Ночью, в узких улочках Риги» Любови Никитиной и «Солнце-клёш» Инги Сидоровой, правдиво-юмористическим повествованием Екатерины Крючковой «Баден Брон – жизни источник».
Держат избранную линию журналисты и при переходе к журнальной форме. Номер открывает «Книга в журнале» ведущего русского критика псковитянина Валентина Курбатова «Осмелившийся быть». В центре внимания, по обыкновению, наш светлый гений Пушкин и всё, что связано с его жизнью и творчеством.
Переход от альманаха к журналу, пожалуй, прыжком над пропастью не назовёшь. Но станет ли легче Лоле Звонарёвой и её единомышленникам? Не думаю. А вот ответственности, труда и профессиональной самоотдачи явно понадобится больше. Но они справятся, не сомневаюсь.