Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 марта 2024 г.
  4. № 12 (6927) (27.03.2024)
Телеведение

Рафаэль – художник Слова

22 марта ушёл из жизни народный артист России, выдающийся мастер звучащего слова, режиссёр и педагог Рафаэль Клейнер

27 марта 2024

Он родился 1 июня, в один день со своим старшим товарищем, замечательным поэтом Давидом Самойловым, который был режиссёром и автором композиций нескольких программ Рафаэля Александровича. Мы планировали отметить 85-летие выдающегося подвижника жанра звучащего слова именно тогда. Тем более что к этой дате должен был выйти на экран фильм, посвящённый жанру и его великим корифеям, – «Звучащее слово. Жанр высокий и беззащитный». В этом фильме есть глава, посвящённая Клейнеру.

Участвовали в фильме однокашники Рафаэля Александровича по Новосибирску, где прошла его юность, а также директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв, вспоминавший, как Клейнер выступал в музее, а в последние годы вёл студию звучащего слова. Об артисте замечательно говорил также писатель и журналист Андрей Яхонтов, он вспоминал о 60–70-х годах прошлого века, о расклеенных по всей Москве афишах, на которых крупными буквами было напечатано: РАФАЭЛЬ КЛЕЙНЕР, и казалось, что это человек огромного роста, но на сцену выходил совсем не богатырь, а невысокий человек, обладавший удивительно сильным красивым голосом, который необыкновенно исполнял произведения классиков и современников...

Родился Рафаэль Клейнер в Рубежном на Луганщине, родители во время войны были эвакуированы вместе заводом, на котором работали, в Новосибирск. И там впервые из чёрных бумажных раструбов радиоприёмника Рафик услышал голос Левитана и стихи в исполнении замечательных артистов того времени. И это произвело на мальчика огромное впечатление – звучавшее по радио великолепное русское слово определило его занятия на всю жизнь. В Новосибирске он поступил в театральное училище, но его влёк не театр, а то, как звучала в спектаклях русская речь, и главным предметом для него была сценическая речь.

В Новосибирске он впервые выступил с чтецкими концертами. Слух о молодом талантливом сибиряке дошёл и до Москвы, великий Юрий Любимов принял его в Театр на Таганке, где Рафаэль играл в поэтических спектаклях «Павшие и живые», «Пугачёв» и других. Именно тогда Владимир Высоцкий в шутку перефразировал Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Клейнер». Но Клейнер не шутил, после пяти лет успешной работы на Таганке он захотел независимости, ушёл из знаменитого театра и поступил в Московскую филармонию, где был сам себе хозяин, сам определял, что читать и как. Вот лишь немногие из авторов и героев его сольных программ: Пушкин, Достоевский, поэты 20-х годов, фронтовые поэты, Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Осип Мандельштам, Альберт Эйнштейн, Сократ... В его программах звучала и необыкновенно красивая музыка поэтических творений, и неукротимая страсть трибуна, и неумолимая логика мыслителя.

В фильме рассказывали о том, каким Клейнер был педагогом: и требовательным, и чутким, и необыкновенно щедрым. О принципах взаимоотношений со зрительным залом он говорил: «Его надо любить». Вроде понятно и просто, но что значит «любить»? На практике это очень непросто, например, когда концерты проводились в школах (а с ними тогда активно и плодотворно работала Московская филармония). Что делать с нарушителями дисциплины, с теми, кто мешает слушать другим? Кричать на них, наказывать, удалять из зала? Ни в коем случае. Их нужно увлекать. Артист должен быть настолько естественным и интересным рассказчиком, чтобы дети во время концерта думали, что перед ними не учитель, не исполнитель какого-то художественного произведения, а старший товарищ, который рассказывает о чём-то увлекательном, о том, что было с ним.

Клейнер любил, и его любили во всех аудиториях: и в школьных залах, и в академических аудиториях, и на самых престижных площадках Библиотеки имени Ленина и зала Чайковского.

Рафаэль Александрович тяжело переживал, что в последние десятилетия жанр звучащего слова оставляет свои позиции, что на радио и телевидении русская речь всё более засоряется, звучит безграмотно, ставятся неправильные ударения, не говоря уже об обсценной лексике, но он верил, что классическое поэтическое слово снова будет звучать, как когда-то во времена великих чтецов Владимира Яхонтова и Дмитрия Журавлёва.

В начале фильма Рафаэль Клейнер произносит строки Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Этому Клейнер посвятил всю свою большую жизнь. 

Тэги: Утрата
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Ну очень большой. Был…

    79 голосов
  • Народный поэт России

    78 голосов
  • Наследство Градского

    67 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Строптивый Наум

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS