Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Искусство Культура

Рагу по-ирландски

«Школа драматического искусства» для молодых режиссёров

18 мая 2022
Сцена из спектакля «Собака с дамочкой»

Театр «Школа драматического искусства» в первом не вполне омрачённом коронавирусом сезоне предоставил сценические площадки сразу трём молодым режиссёрам. Все трое оглянулись в прошлое, попытавшись перебросить мостики к настоящему. Эти мотивы, как говорится, сквозят и у Евгения Закирова, назвавшего своё прочтение «Грозы» Александра Островского мятежом, и у Максима Иванова в его постановке «Екатерины» Елены Греминой, а в апофеозной степени в «Собаке с дамочкой» по чеховским рассказам и не только по ним, сочинённой и поставленной Гошей Мнацакановым.

 

Первое тройственное впечатление, что треклятому вирусу – виновнику пандемии со всеми его штаммами не под силу оказалось сбить театральный корабль, возглавляемый Игорем Яцко, с курса, который я назвал бы изысканной экстравагантностью.

Выпускник ГИТИСа Мнацаканов, не отступая от вышеназванной традиции, создал в виде дипломной работы спектакль, который сам автор охарактеризовал как «сюрреалистическую историю» и которую лично я назвал бы в стиле Джерома Джерома «театральным рагу по-ирландски». Работая по принципу «играть так играть», он даже не захотел на афишах и в программках покрасоваться паспортным именем, фамильярно по отношению к публике назвавшись просто Гошей.

Лично я без восторга отношусь к прижившемуся у многих «звёзд», «звёздочек» и прочих «звездуль» обыкновению именовать себя уменьшительно-ласкательными псевдонимами. Но в данном случае сомнения отпадают. Так виртуозно сотворить композицию или драматургическое попурри на основе фрагментов, фрагментиков и даже фрагментулек наследия Чехова Георгию не вполне к лицу, а вот Гоше в самый раз!

Чего стоит очаровательное, хотя и шокирующее на первый взгляд его предуведомление, помещённое на программке спектакля: «А была ли любовь Гурова и Анны Сергеевны?» Вместо ответа шокирующий восклик: «Да... и пёс с ней!»

Обижаться за Чехова не стоит хотя бы потому, что кобель (в кинологическом смысле) действительно с героями. Названный в честь чеховской реальной таксы (таксёра?) Брома, он в полном соответствии с названием cпектакля с первых минут показывает, кто здесь главный!

...В тексте фантасмагории, которую склеил, смонтировал, склепал Гоша Мнацаканов из «кусочков» Чехова и не только его, есть отсыл к Гоголю, есть намёк даже на Леонида Андреева! Не обойдён и Кафка – в честь него автором названо пляжное кафе, где герои пытаются добиться хоть чего-нибудь, но удостаиваются только привычного для таких заведений хамства. Кстати сказать, поначалу эта точка южного общепита именуется в спектакле «Калигула».

Словом, постмодернизм, о котором не забывает упомянуть один из персонажей, и цветёт, и роняет лепестки. Временами розыгрыш заходит так далеко, что, когда по площадке разлетаются стулья, невольно хочется воскликнуть вслед за гоголевским Городничим: «Конечно, Александр Македонский герой, но…»

Это балансирование на грани хеппенинга и перформанса вполне могло в конце концов дать крен в одну из сторон, в итоге которого от исходной истории чеховских героев могло остаться, как говорят химики, следовое количество исходного материала. Ну как иначе, когда непонятный поначалу персонаж, воспринимающийся то ли как «Некто в сером» из леонидандреевской пьесы «Жизнь человека», то ли как околопляжный забулдыга, справляющий спиной к зрителям малую нужду, оказывается вдруг диктаторствующим над посетителями официантом?

Спасает пусть не железная, но несомненная воля режиссёра, а плюс к ней актёры, непринуждённо откликающиеся на самые невероятные затеи автора. Особенно органичен и адекватен замыслу Александр Антипенко в роли объединяющего героев пса Брома Исаевича. Взять хотя бы непринуждённую импровизацию в чреватом неожиданностями стартовом диалоге со зрителями, а в том, что она не отрепетирована заранее, я не сомневаюсь, так как сам неожиданно принял в ней участие.

...Не секрет, что авторы рецензий или отзывов сплошь и рядом выдумывают мнения зрителей, однако надеюсь, что вероятные читатели поверят в то, что приведённые ниже слова прозвучали на самом деле.

Девушка, обращаясь к подруге, хохотнула после аплодисментов: «Хотела Чехова перечитать, как хорошо, что не успела!» Её спутница в свою очередь задумчиво изрекла: «А что бы Антон Павлович сказал?»

За гениев никто в здравом уме высказываться не рискнёт. Остаётся напомнить, что автор «Дамы с собачкой» слыл человеком весьма деликатным и ценящим чувство юмора!

 

Тэги: Олег Дзюба
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Камчатка наша

    13.07.2022
  • Котиковая шубка для эмиграции

    04.05.2022
  • Коренные и некоренные

    02.02.2022
  • Двенадцать клинков эмигранта

    24.11.2021
  • Его веру звали «Надежда»

    03.11.2021
  • Коренные и некоренные

    38 голосов
  • Два Симонова и Бунин

    23 голосов
  • Котиковая шубка для эмиграции

    21 голосов
  • Камчатка наша

    20 голосов
  • Как Куприн сосну спас

    18 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS