Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 февраля 2017 г.
  4. № 4 (6584) (01.02.2017)
Искусство

Рампа: азербайджанский аспект

01 февраля 2017

Адалят Велиев. Азербайджанский театр начала ХХI века. Организационные проблемы современного азербайджанского национального театра. Баку: «Tahsil», 2016. 213 с. на русском языке


Книга посвящена непростому периоду в жизни азербайджанского театра и в целом культуры времени распада СССР и восстановления независимости республики.

Прекрасно изданная, хорошо иллюстрированная, снабжённая таблицами книга поистине бесценна, потому что автор в доступной и в то же время научно обоснованной форме анализирует один из сложнейших периодов в истории культуры, который прошли все республики, входившие в состав бывшего СССР. Это период перехода от ясной, отработанной, насквозь идеологизированной схемы существования культуры и, прежде всего театра как вида искусства, в социалистическом обществе к существованию такого сложного общественного института, как театр в условиях рыночной экономики.

Примечательно, что книга написана заместителем министра культуры и туризма Азербайджана, известным азербайджанским искусствоведом, доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств республики Адалятом Максадовичем Велиевым. О многом он знает не понаслышке – немало лет проработал директором Азербайджанского Государственного академического национального драматического театра и Государственного русского драматического театра. Теперь он курирует отрасль в целом.

Опыт практической работы в нелёгкие времена перестройки всей жизни и театрального дела, глубина понимания предмета, присущая настоящему учёному, поэтический язык художника, широта взглядов государственного человека, чиновника высшего ранга счастливо соединились в этом исследовании.

В книге, состоящей из трёх объёмных глав, история сравнительно недолгого развития азербайджанского театра, которому 130 лет, органично вписана в историю развития советского и мирового театра. Проанализированы истоки становления самобытного национального азербайджанского театра.

Конкретные примеры из жизни того или иного театрального коллектива республики обобщены в доказательных выводах, убедительных схемах, представляющих интерес не только для специалистов Азербайджана.

Проанализированы организационно-правовые аспекты существования театров Азербайджана, проблемы маркетинга в организации современного театрального процесса, материально-техническая база современной организации: основы производства и эксплуатации спектакля.

Важным моментом является публикация нормативных документов по вопросам театра. Это прежде всего Закон о театре и театральной деятельности, подписанный Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым в 2006 году. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О развитии азербайджанского театрального искусства» (2007). Распоряжение Президента Азербайджанской Республики об утверждении «Государственной программы «Азербайджанский театр в 2009–2019 годах». Эти базовые для развития современного азербайджанского театра документы интересно было бы рассмотреть соответствующим ведомствам других стран, входивших в состав СССР, так как многие проблемы у нас общие.

Как бы ни были хороши и правильны указы, постановления и законы, их сила в их действии. Так сложилось, что в 2016 году я дважды побывала в Азербайджане, не только в прекрасном ухоженном древнем и современном Баку, где познакомилась и с театрами, но и в небольшом древнем городе Шеки, и воочию увидела, как работают президентские законы, распоряжения и указы о театре. Отремонтированные и не только в столице театры, современное техническое оснащение сцен, интересный репертуар, театральные фестивали, которые ставят азербайджанский театр в контекст развития мирового театрального процесса.

В ноябре 2016 года в Азербайджане в четвёртый раз прошла Бакинская международная театральная конференция. Поскольку 2016 год Президентом Азербайджанской Республики объявлен Годом мультикультурализма, тема конференции была «Театр и мультикультурализм», что чрезвычайно актуально для мирового театрального процесса. На закрытии форума выступил автор книги с содержательной речью, где была глубина понимания проблем современного театра.

Уверена, книга Адалята Велиева будет интересна и тем, кто хочет больше узнать о современном азербайджанском театре, и специалистам в области театрального менеджмента и организации театрального дела.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Валентина Фёдорова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS