Адалят Велиев. Азербайджанский театр начала ХХI века. Организационные проблемы современного азербайджанского национального театра. Баку: «Tahsil», 2016. 213 с. на русском языке
Книга посвящена непростому периоду в жизни азербайджанского театра и в целом культуры времени распада СССР и восстановления независимости республики.
Прекрасно изданная, хорошо иллюстрированная, снабжённая таблицами книга поистине бесценна, потому что автор в доступной и в то же время научно обоснованной форме анализирует один из сложнейших периодов в истории культуры, который прошли все республики, входившие в состав бывшего СССР. Это период перехода от ясной, отработанной, насквозь идеологизированной схемы существования культуры и, прежде всего театра как вида искусства, в социалистическом обществе к существованию такого сложного общественного института, как театр в условиях рыночной экономики.
Примечательно, что книга написана заместителем министра культуры и туризма Азербайджана, известным азербайджанским искусствоведом, доктором искусствоведения, профессором, заслуженным деятелем искусств республики Адалятом Максадовичем Велиевым. О многом он знает не понаслышке – немало лет проработал директором Азербайджанского Государственного академического национального драматического театра и Государственного русского драматического театра. Теперь он курирует отрасль в целом.
Опыт практической работы в нелёгкие времена перестройки всей жизни и театрального дела, глубина понимания предмета, присущая настоящему учёному, поэтический язык художника, широта взглядов государственного человека, чиновника высшего ранга счастливо соединились в этом исследовании.
В книге, состоящей из трёх объёмных глав, история сравнительно недолгого развития азербайджанского театра, которому 130 лет, органично вписана в историю развития советского и мирового театра. Проанализированы истоки становления самобытного национального азербайджанского театра.
Конкретные примеры из жизни того или иного театрального коллектива республики обобщены в доказательных выводах, убедительных схемах, представляющих интерес не только для специалистов Азербайджана.
Проанализированы организационно-правовые аспекты существования театров Азербайджана, проблемы маркетинга в организации современного театрального процесса, материально-техническая база современной организации: основы производства и эксплуатации спектакля.
Важным моментом является публикация нормативных документов по вопросам театра. Это прежде всего Закон о театре и театральной деятельности, подписанный Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым в 2006 году. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О развитии азербайджанского театрального искусства» (2007). Распоряжение Президента Азербайджанской Республики об утверждении «Государственной программы «Азербайджанский театр в 2009–2019 годах». Эти базовые для развития современного азербайджанского театра документы интересно было бы рассмотреть соответствующим ведомствам других стран, входивших в состав СССР, так как многие проблемы у нас общие.
Как бы ни были хороши и правильны указы, постановления и законы, их сила в их действии. Так сложилось, что в 2016 году я дважды побывала в Азербайджане, не только в прекрасном ухоженном древнем и современном Баку, где познакомилась и с театрами, но и в небольшом древнем городе Шеки, и воочию увидела, как работают президентские законы, распоряжения и указы о театре. Отремонтированные и не только в столице театры, современное техническое оснащение сцен, интересный репертуар, театральные фестивали, которые ставят азербайджанский театр в контекст развития мирового театрального процесса.
В ноябре 2016 года в Азербайджане в четвёртый раз прошла Бакинская международная театральная конференция. Поскольку 2016 год Президентом Азербайджанской Республики объявлен Годом мультикультурализма, тема конференции была «Театр и мультикультурализм», что чрезвычайно актуально для мирового театрального процесса. На закрытии форума выступил автор книги с содержательной речью, где была глубина понимания проблем современного театра.
Уверена, книга Адалята Велиева будет интересна и тем, кто хочет больше узнать о современном азербайджанском театре, и специалистам в области театрального менеджмента и организации театрального дела.