«Рампа Москвы», пожалуй, – единственный столичный фестиваль, с завидным постоянством (раз в два года в начале июня) предлагающий зрителям убедиться в том, что пульс современного танца в мире по-прежнему бьётся учащённо и полнокровно.
Это по-настоящему демократичный форум, открытый абсолютно для всех профессионалов, работающих в области современной хореографии и танц-театра. Он доступен также и любому зрителю, являясь одновременно своеобразной театральной мастерской, придя в которую специалисты или любители хореографии могут найти для себя что-то новое и интересное.
Открыл фестиваль по традиции детский «Театр-студия современной хореографии» под руководством Ирины Афониной танц-спектаклем «А вы любите мечтать?». Юные артисты продемонстрировали свободное и раскованное владение современной пластикой. Но исполняемые ими отдельные зарисовки сделаны были скорее «под взрослых», исполняли их скорее «для самовыражения», чем для зрителей.
В тот же вечер был дан танцевальный опус начинающего российского хореографа Романа Андрейкина, звезды труппы «Балет «Москва». Действо под названием «Апноэ сна» оказалось оригинальным по идее и предельно сконцентрированным по форме. А вот сыгранный тут же за ним спектакль Ларисы Александровой «Свадебка» по мотивам знаменитого произведения Игоря Стравинского, выглядел несколько бледно. И хотя артисты труппы современного танца театра «Балет «Москва» работали самозабвенно и с полной самоотдачей, идеи постановщика спектакля не вдохновили зрителей на ответное чувство.
«Фичо балет» из Словении, неоднократно приезжавший на «Рампу Москвы», показал моноспектакль «Иван», где наделённый обаянием и юмором Горан Богдановски (постановщик и исполнитель в одном лице), выйдя на сцену, с первой же минуты установил тесный контакт с залом. В танцевальном речитативе, под музыку и без неё он сумел рассказать историю личности, в которую невозможно не влюбиться.
Танцевальные компании из Украины и Венгрии удивили и даже восхитили. Молодой украинский коллектив «BLAK O!RANGE» привёз в Москву свою первую большую работу «Синдром параллельности» в постановке Антона Овчинникова. Её идея была навеяна рассказом Маркеса «Глаза голубой собаки». И уже с первых мгновений стало понятно, что сочинил спектакль талантливый мыслящий хореограф. Сюжета как такового не было, но главные герои обладали такой искренностью, а пластический рисунок был так ярок, что всё это вызвало горячий отклик у публики.
Четыре дуэта, объединённые в один спектакль под названием «Время», привёз «Будапештский театр танца», который основал в 1991 году хореограф Бэла Фолди. Все дуэты являли собой воплощение исповедальных признаний четырёх разных хореографов (Захар Лоран, Дали Тоути, Раза Хаммади, Джозеф Тмим), и каждый был доведён до абсолюта. То, как и в каком стиле танцевали артисты из «Будапештского театра», нельзя назвать экспериментальной пластикой или перфомансом. Это высокое мастерство профессиональных танцовщиков танца-модерн, когда за внешней лёгкостью исполнения угадывается многодневный и многочасовой труд в репетиционном зале. Не часто можно увидеть подобное, и для России этот танцевальный коллектив – открытие. Даже если бы «Будапештский театр танца» приехал в Москву один, фестиваль можно было бы считать состоявшимся.
Австрийская «Компания Эдитты Браун» собрала на спектакле «Luvos vol.2» в зрительном зале Театра имени А.С. Пушкина весь московский бомонд. Многие, вероятно, были наслышаны об оригинальных экспериментах Браун в танце. Но происходивший на сцене «содержательный эксперимент» с человеческим телом удивил даже знатоков. Перед зрителями в дыму под аккомпанемент компьютерной музыки композитора Тьерри Забойцеффа возникали двигающиеся и общающиеся друг с другом гомункулы, по своей форме напоминавшие то ли огромные грибы, то ли каких-то членистоногих, то ли других непонятных существ. Пятерым артисткам труппы Браун весь спектакль пришлось для этого двигаться головой вниз. (Оставалось только удивляться, как им удавалось на протяжении долгого времени сохранять столь неудобные для человека позы, при этом ещё и «органично двигаясь»). Такой смелый и неординарный спектакль не все в зале способны были «переварить». Но у исполнителей «Luvos vol.2» и не было цели угодить всем.
Балет Никиты Дмитриевского «TERRACLINIUM», закрывавший фестивальную программу «Рампы Москвы», показал, что с воплощением оригинальной пластически-смысловой идеи у молодых российских хореографов дело обстоит неплохо. В спектакле не было откровенного и оголтелого стремления к западным образцам хореографии. Ориентируясь на возможности раскованных и увлечённых артистов труппы современного танца театра «Балет «Москва», хореограф создал мистически таинственное и притягательное зрелище. Его динамика захватила и увлекла зрителей в мир обрядового танцевального действа.
VII фестиваль «Рампа Москвы» завершился, сумев за шесть дней танцевального форума открыть публике по-настоящему интересные и неординарные спектакли. А значит, задачи устроителей и организаторов столь амбициозного творческого проекта воплотились в жизнь.