В крупнейших европейских библиотеках идут беспрецедентные по своим масштабам кражи редчайших русских книг – в основном, прижизненных изданий Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и других великих классиков. Начиная, как минимум, с ноября минувшего года, грабители похитили раритеты из читальных залов и книгохранилищ Франции, Швейцарии, Германии, Польши, Финляндии, трех прибалтийских республик и, возможно, других стран.
По данным французской газеты «Монд», хищения начались в лионской Библиотеке имени Дени Дидро с пропажи десяти прижизненных изданий Пушкина, включая «Бориса Годунова», которое оценивается в 70 тысяч евро. Ее хранители задним числом обнаружили, что бесценные оригиналы при их возвращении ловко подменили факсимильными копиями.
Серийные кражи продолжились в Национальном институте восточных языков Парижа – главном французском центре изучения русского языка и литературы. Здесь преступники под покровом ночи вскрыли ломом входную дверь и проникли в книгохранилища.
Наконец, недавно пропали раритеты из Национальной библиотеки Франции (НБФ), которая располагает богатейшим русским фондом. НБФ сама известила СМИ о краже, но не стала сообщать о количестве пропавших книг и их авторах, ссылаясь на то, что расследование далеко не окончено. Сразу после налета НБФ ужесточила меры охраны.
Согласно некоторым источникам, только во Франции бесследно исчезли около двух десятков прижизненных изданий Александра Сергеевича, которые оцениваются местными экспертами примерно в 800 тысяч евро.
Другие значительные потери понесла библиотека Варшавского университета. Ее теперь уже бывший директор Анна Володко признала, что с полок пропало около восьмидесяти изданий русских классиков XIX столетия. Из библиотеки Женевского университета исчез томик пушкинских стихов. Кроме того, целых семнадцать изданий Пушкина и Гоголя выкрали из Латвийской национальной библиотеки, а восемь унесли из библиотеки Тартуского университета в Эстонии.
Тем временем, полицейским Центрального бюро по борьбе с контрабандой культурных ценностей (OCBC) Франции оперативно удалось задержать трех подозреваемых - выходцев из Грузии. Промелькнуло сообщения о том, что у двоих арестованных якобы нашли удостоверения членов Союза грузинских писателей. (Один из них затребовал книги для подготовки диссертации). Все они, полагают спецслужбы, входят в состав преступной сети, специализирующейся на хищениях уникальных изданий.
Полиция уверена, что бандиты действовали по наводке и, скорее всего, успели переправить книги заказчикам. Сыщики считают, что они предназначены главным образом для российского рынка и находят сбыт через аукционы и антикварные магазины. Так или иначе, ни одну из пропаж пока не удалось вернуть в книгохранилища. Если верить французским СМИ, как минимум, одно из пушкинских изданий, похищенное в Варшаве, нашло покупателя в Москве. Да и в Париже раритеты можно всегда обнаружить на бесчисленных аукционных торгах, ярмарках и в антикварных лавках. «На книжном рынке большой спрос на прижизненные издания ваших классиков, которые на торгах достигают несколько сотен тысяч евро», - сказал «ЛГ» французский букинист, который продает русские раритеты.
Их кражи раритетов, напоминает здешняя пресса, начались во время СВО на Украине, где готовят снос, среди прочих, памятников поэту, который, в частности, прославил Одессу. Это дало повод, пишет газета «Паризьен», сыщикам ОСВС выдвинуть дерзкую, но совершенно безосновательную гипотезу, согласно которой целью грабителей является не столько нажива, сколько возвращение в Россию национального культурного наследия. Его олицетворением и служит боготворимый в нашей стране Пушкин.
Дидро торговал русскими книгами
Русские реликвии оказались под прицелом организованной преступности в крупнейших культурных институциях Франции во главе с НФБ. Последняя в общей сложности насчитывает около165 тысяч книг, манускриптов, автографов, фотографий, карт, аудиовизуальных материалов. Они размещены в четырех парижских зданиях - Библиотеке Миттерана в высотных башнях на набережной Сены, а также в старом здании библиотеки на улице Ришелье, в библиотеке-музее Оперы и в библиотеке Арсенала. Каждый год русский фонд пополнял примерно тысячью новых поступлений.
Напомню несколько историй о том, как отечественные книги попадали на берега Сены в течение столетий. Первый русский документ оказался в библиотеке, называвшей тогда королевской, в 1703 году. Это рукописный рассказ о путешествии в Китай Николая Спифария, который побывал в Срединной империи в составе посольства царя Алексея Михайловича. Примерно тогда же ею был приобретен экземпляр Острожской Библии, напечатанной в 1581 году Иваном Федоровым.
Друг Екатерины Великой и прославленный философ – энциклопедист Дени Дидро в 1775 году продал королевской библиотеке свою уникальную коллекцию из 60 русских книг. Он получил их в дар от российской императрицы, с которой состоял в переписке.
Еще одна памятная дата — 1836-й, год передачи примерно ста книг литератором Эдм-Жоашеном Эро, секретарем журнала Revue encyclopédique, знатоком и любителем русской поэзии, популяризатором нашей культуры во Франции. В их числе — первые издания «Басен» Крылова, поэзии Сумарокова, «Бахчисарайского фонтана», первых семи глав «Евгения Онегина», «Цыган» и «Полтавы» Пушкина.
«Парижские рукописи Тургенева»
В НБФ собраны бесценные русские манускрипты, и прежде всего — тургеневские. Они были приобретены у семьи знаменитой певицы Полины Виардо - многолетней подруги нашего гения - при содействии видного академика-слависта Андре Мазона. Это 4100 рукописных листов - первые наброски большинства крупных произведений Тургенева - «Дворянского гнезда», «Накануне», «Первой любви», «Дыма» и «Нови». В 1930 году вышла в свет монография Андре Мазона «Парижские рукописи Тургенева», которую опубликовали и на русском.
НБФ гордится своим собранием более 500 книг русского авангарда начала ХХ века. Эти издания, выходившие крошечными тиражами, библиотека начала приобретать в 60-е годы прошлого столетия. Наконец, упомянем записные книжки самого Дягилева, а также сотни писем, которые он получил от Маяковского, Пикассо, Прокофьева, Стравинского, Коровина, Ларионова, Гончаровой, Рериха, Бенуа, Шагала, Бакста.
В департаменте эстампов и фотографий — редчайшие снимки, сделанные французскими фотографами во время Крымской войны. В аудиовизуальном департаменте — записи голосов Льва Толстого, Ленина, Сталина, Шаляпина, других русских знаменитостей.
НБФ далеко не единственная институция во Франции, располагающая русскими реликвиями. Они есть и в ведущих университетах Парижа. Библиотека современной международной документации в столичном пригороде Нантере обладает богатейшим фондом, посвященным русской эмиграции. Там находятся материалы Ассоциации русских студентов в Париже, Ассоциации казаков во Франции, Русской академической группы в Париже... Назову также русский архив Библиотеки Дидро в Лионе, где представлен фонд священника-иезуита князя Ивана Гагарина и документы о религиозных деятелях русского зарубежья.
Наконец, особое место в столице Франции занимает Русская общественная библиотека имени И.С. Тургенева, располагающая сегодня около 40 000 книг- единственная, где выдают книги на дом. У ее истоков в 1875 году стоял опять-таки автор «Отцов и детей».
Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж