Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре Москвы. Надо сказать, демонстранты активно провели несколько субботних часов, и силы порядка тоже – и не только в столице, а и в Петербурге, в десятках городов. Судя по числу задержаний в Москве, масштаб уличных протестов сравним с летом 2019 года. Идеология «консерватизма», практикуемая правящими кругами как консервация власти и капитала с «традиционными ценностями» для народа, явно не убеждает часть нашего общества.
Проба сил оппозиции совпала со стартом работы администрации Байдена. В той степени, в какой внешние силы способствуют деятельности российской оппозиции, – это, конечно, плоды и продолжение того, что делал аппарат безопасности при администрации Трампа, пока тот убаюкивал российское сознание обещаниями «поладить». А также и предыдущих администраций: линия на дестабилизацию ситуации в России перманентна. И оппоненты каждый раз по максимуму будут использовать объективные предпосылки, которые даёт российская реальность.
Раскол американского общества несравнимо более глубок. Ситуация столь серьёзна, что первый день президентства Джозеф Байден провозгласил Национальным днём единства. Но, как гласит восточная мудрость, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. С Трампом или без, трампизм продолжится: расисты и крайне правые там были всегда, но Трамп легитимизировал такие взгляды в открытом политическом поле. Плюс к этому – миллионы недовольных традиционной политикой американского истеблишмента как демократов, так и республиканцев. Продолжая язык восточной мудрости, загнать джинна обратно в бутылку невозможно — можно разве что соорудить ограничения.
Скажем больше: демократы как заправские империалисты и не ставят цели свести на нет крайне правый радикализм в Америке. «Цепные псы капитализма» могут им понадобиться при подавлении леворадикалов в уличных столкновениях.
При всех собственных глубоких проблемах как новая администрация США будет влиять на внутренние российские дела? Трампу вообще-то было безразлично, где какой «режим», ему даже нравилось пожёстче – и сам так правил. Команда Байдена вернётся к традиционной раздаче своего мнения по внутренней обстановке в других государствах. Поэтому мелкие и крупные авантюрные проекты внутри России и у её границ в канун парламентских выборов в сентябре, да и до 2024 года, гарантированы.
Такой подход администрации Байдена будет только стимулировать трампизм в России – и как пропаганду в защиту Трампа, и как «консервативную» идеологию для себя. Информационная машина будет и впредь бичевать «либералов», «толерантность», демократию. Против «либерализма» в ход пойдёт всё более махровый «консерватизм», против «толерантности» – надо понимать, нетерпимость.
Но самый интересный вопрос: какой строй собираются предложить россиянам вместо демократии? Конституционную монархию? Самодержавие? Режим по примеру Пиночета? Франко? Пока официальная пропаганда избегает чётко называть альтернативы. Такая пропагандистская линия будет только углублять раскол в обществе. И меры для подавления несогласных потребуются всё более жёсткие. Важно помнить, что обновлённая Конституция утверждает «незыблемость демократической основы» и определяет РФ как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Главное системное средство против оппозиции – не создавать объективных предпосылок для протеста.