Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 августа 2015 г.
  4. № 33 (6521) (26.08.2015)
Литература

Раскольников и социальное расслоение

Выпуск 7 (18)

26 августа 2015

Для успешной сдачи экзамена по обществознанию и литературу знать нужно


Долгое время педагоги пытались научить выпускников писать эссе по обществознанию. И каждый год эксперты удивлялись тому, как плохо это задание даётся экзаменуемым. В Ивановском регионе, например, только 65% учащихся понимают проблему, поставленную в коротком высказывании, и только каждый десятый приводит полноценные аргументы, а тех, кто справляется с теоретической частью задания, ещё меньше.

Сложность заключается в самом задании, которое требует непринуждённого рассуждения на определённую обществоведческую тему. Многие достаточно легко в устной форме приводят аргументы в защиту или опровержение конкретной проблемы, но изложение этих аргументов письменно требует уже немалых усилий.Изменение критериев оценки задания в ЕГЭ по обществознанию заставило учителей изменить и подходы к подготовке выпускников. Сейчас альтернативное задание, требующее написания развёрнутого ответа по одной из пяти тем, уже не похоже на форму эссе. Приоритетное оценивание уровня теоретической и фактической аргументации (четыре балла из пяти) позволяет отнести эту работу к жанру сочинения-рассуждения.

Структурированно текст сочинения-рассуждения выглядит так: подведение к тезису (обозначение проблемы или её аспекта) – тезис – аргументы (доказательство тезиса) – вывод. Необходимо установить причинно-следственные связи между явлениями, привести факты, доказательства и аргументы, на основе которых строятся выводы.

Структура аргумента выглядит следующим образом:

тезис (мысль, положение, которое будем доказывать);

аргумент (наглядный пример может выступать в виде фактов, явлений общественной жизни);

микровывод (выводит тезис на новый уровень обобщения).

Теоретическая аргументация, оцениваемая двумя баллами из пяти, предполагает не просто перечисление известных понятий или ряда положений, а целостное рассмотрение вопроса с использованием различных компонентов обществоведческого знания: фактов, зависимостей, теоретических утверждений, причинно-следственных связей и т.п. Например:

Древний человек научился считать, измерять участки земли, определять время по звёздам и т.д. Древние египтяне знали сложную формулу усечённой пирамиды, а вавилоняне – теорему Пифагора. Можно ли говорить, что это и была наука? Наверное, нельзя. Наука – это не те или иные знания, а вполне определённый метод мышления. Наука основана на объективизме, доказательстве и логике. Кроме того, наука – это коллективное знание. Важной предпосылкой науки является размышление над самими методами доказательства.

Залогом удачной аргументации является хорошее знание обществоведческого курса, высокий уровень владения материалом из других школьных предметов: истории, географии, литературы, а также умение правильно осмыслить собственный социальный опыт. Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты – войны, революции, деятельность известных исторических личностей.

В практике обществоведческих сочинений в последнее время самым распространённым аргументом стали литературные произведения. В работе по обществознанию такой аргумент может быть выражен в одном предложении, в отличие от сочинения по литературе или русскому языку. Учащиеся же забывают, что важен только тот эпизод произведения, та сюжетная линия, те черты героя, которые подтверждают выдвигаемый с опорой на обществоведческие знания тезис. Рассмотрим примеры таких аргументов.

Тема «маленького человека», т.е. социального неравенства и различия статусов, в русской литературе широко представлена в творчестве многих русских писателей: «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Тонкий и толстый» А.П. Чехова.

Родион Раскольников, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, написал статью, где высказал свой принцип разделения людей.

И.А. Гончаров рисует картину духовного упадка и социальной гибели героя – Илья Ильича Обломова.

Большую роль в жизни любого человека играет воспитание. Представить особенности формирования личности молодого человека начала XIX века поможет Евгений Онегин.

Не менее сложно для учащихся сделать микровывод по приведённому аргументу, хотя это предложение иногда является решающим при написании обществоведческого сочинения. Примеры некоторых удачных микровыводов из школьных работ.

Физическая смерть Обломова в то же время означает его духовную и социальную гибель.

В стихотворении «Анчар» поэт убедительно показывает, что нельзя называть свободным ни раба, ни господина.

Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей (А. Куприн, рассказ «Чудесный доктор»).

Сочинение-рассуждение можно подытожить фразой: «Таким образом, автор афоризма дает понять, что…», «Итак, завершая размышления о... мы приходим к выводу…», «Подводя итог сказанному, хочется ещё раз напомнить о важности проблемы…» и др. Эти речевые клише помогут обучающемуся написать вывод в сочинении-рассуждении.

В процессе подготовки к экзамену обозначились некоторые проблемы. Например, краткость и неконкретность афоризма ведёт к непониманию проблемы («Золотой век был тогда, когда золото не властвовало». Клод Лезе-Марнезиа). Опасение вызывает трактовка выпускниками известных фактов или литературных произведений в качестве аргументов («Только в результате целенаправленного воздействия родственников, как социального окружения, Блок стал великим поэтом») или неправильный подбор литературных аргументов («Сцена общения князя Андрея с дубом в «Войне и мире» является сильнейшим социализирующим фактором»). Отсутствие такого критерия, как количество слов в сочинении, приводит иногда к казусным ситуациям: три балла из пяти можно получить всего за три предложения. Таким образом, необходимо и дальше совершенствовать критерии оценки данного задания, что позволит унифицировать требования к подобного рода работам и упростит подготовку учащихся.


Тэги: Филология
Обсудить в группе Telegram

Марина Надельштехель

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Рыцарь филологии

    23.10.2019
  • Право на самобытность

    23.05.2018
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Искусство – точная наука

    38 голосов
  • Что пишем и что на ум пошло

    38 голосов
  • Иностранный как русский

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS