Алиса Гицба спела Пуленка
Атмосфера творческого поиска и свободы самовыражения давно стала «фирменным знаком» театра «Геликон-опера». Конечно, главная заслуга в том геликоновского худрука Дмитрия Бертмана, известного своим нетрадиционным подходом к художественному материалу. Это может нравиться или не нравиться, но то, что его театр не похож ни на какой другой, – бесспорный факт. Столь же нетрадиционен Бертман и в поощрении творческих исканий участников своей театральной труппы. В отличие от многих других руководителей крупных театров не только не запрещает, но, наоборот, сам всячески инициирует всплески творческой активности своих подопечных, нередко предоставляя им для этого все возможности своего театра. И результаты – в виде череды интересных сольных концертов ведущих мастеров «Геликона», поставленных в виде мини-спектаклей, – не замедлили сказаться.
Под занавес сезона солистка театра Алиса Гицба в содружестве с режиссёром Натальей Дыченко и дирижёром Викторией Унгуряну представили на суд зрителей театрально-концертную программу по произведениям Франсиса Пуленка. И если монооперу «Человеческий голос», особенно в России, за последние несколько лет не ставил, кажется, только ленивый, то ироническую сюиту «Бал-маскарад» в полной версии москвичи услышали впервые.
У «Человеческого голоса» любопытная судьба. Вначале была пьеса, написанная Жаном Кокто в 1930 году для выдающейся драматической актрисы Берты Буви. В основе драматического материала для моноспектакля – телефонный разговор женщины с мужчиной, из коего (а поскольку на сцене только женщина, мы догадываемся о содержании лишь по её фразам и репликам) становится ясна картина непростых взаимоотношений собеседников. Понятно, что такой художественный приём не мог не привлечь внимания композиторов, и действительно, многие пытались браться за пьесу Кокто, но только Пуленк наиболее убедительно довёл её до сценического исполнения.
Премьера состоялась в феврале 1959 года в исполнении знаменитой Дениз Дюваль. В нашей стране «Человеческий голос» ещё в советские времена представила Галина Вишневская, и с тех пор в том или ином виде сотни певиц пытаются рассказать историю страдающей и мятущейся женщины на пороге расставания со своим возлюбленным. И понятно, какая непростая задача стояла перед Гицбой и её коллегами, чтобы найти свою, неповторимую краску в подаче художественного материала. Решить её помогли богатая природная музыкальность певицы и её незаурядный драматический дар. Ведь в произведении Пуленка гораздо важнее эмоциональное состояние, чем демонстрация вокальных данных. Поэтому певица очень тонко, местами филигранно, ведёт вокальную партию, весьма напоминающую по интонации живую человеческую речь. Она прерывается паузами, вздохами, плачем и бытовыми звуками, виртуозно прописанными композитором для оркестровых инструментов. И здесь необходимо упомянуть о чутком взаимодействии солистки и оркестра, буквально крадущимся за прихотливой мелодией вокальной партии. Режиссёрские приёмы чем-то напоминают композиционные принципы французской «шестёрки», членом которой был и Пуленк, – минимум средств при максимуме выразительности. Дисплей на сцене, некоторые скупые детали интерьера как раз и создают тот эмоциональный колорит, который делает «Человеческий голос» созвучным сегодняшнему дню, стилистически точным по эстетике и в то же время не похожим на другие постановки. Из недостатков следует отметить некоторый дисбаланс голоса и оркестра, особенно в туттийных местах, но это отчасти может быть связано с особенностями акустики помещения (напомним, что сейчас «Геликон-опера» арендует помещение на Арбате, поскольку собственное здание на ремонте).
«Бал-маскарад» – гротесковое шоу – светская кантата, по выражению самого композитора, была представлена во втором отделении. Здесь партнёром Алисы Гицбы выступил солист театра Вячеслав Стародубцев. Причём выступил в не характерном для себя амплуа – зрители увидели в его лице представителя мимического жанра. Надо отметить, что в этой роли Вячеслав был весьма убедителен, кроме актёрского дара не последнюю роль сыграли эффектные внешние данные Стародубцева. Поскольку пение шло на французском языке, зрители догадывались о происходящем только по музыке и сценическому действию. За дирижёрским пультом на этот раз был Марк Пекарский, который представлял фрагменты из «Бала-маскарада» ещё в апреле в Большом зале Консерватории. После вязкого психологизма «Человеческого голоса» слушатели с удовольствием иронизировали над подвыпившей «светской» дамой, «крутым» мачо и другими не менее забавными персонажами «Бала». Поэтому когда по залу полетели оранжевые надувные шары, обозначая конец представления, по залу разнёсся вздох сожаления – так не хотелось выходить из этой атмосферы праздника на душные московские улицы.