Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 марта 2019 г.
Телеведение

Расплата за ненаписанного «Сталина»

Что осталось от Владимира Маяковского в фильме Александра Шейна «ВМаяковский»?

27 марта 2019
Евгений Миронов (Янкель Агранов)  и Юрий Колокольников (Владимир Маяковский)

Среди шести авторов сценария первый в списке – многолетний сотрудник «ЛГ», выдающийся журналист и писатель Аркадий Ваксберг. Мы простились с ним в 2011 году, так что сценаристом этого фильма он вряд ли мог быть. Скорее всего, Александр Шейн читал его книгу о Лиле Брик, может быть, обсуждал с Аркадием Иосифовичем идею будущего фильма и потому внёс покойного в список его создателей.

Жанр, строй этой кинокартины не то что сложный, эклектичный, а я бы сказал, произвольный. Автор-режиссёр делает, что хочет, не ставя себе особых ограничений – арт-хаус, полная свобода. Впрочем, в построении своя логика есть.

Сейчас модно снимать «кино про кино», а тут картина начинается как кино про репетицию спектакля, про первую читку, про то, как актёры примериваются к теме и ролям. Потом в ткань фильма вплетаются драматические сцены и пластические этюды. Среди исполнителей есть замечательные, например, когда слово берут Евгений Миронов или Михаил Ефремов, то текст пьесы о Маяковском становится внятен, глубок, и вырастают не только образы Якова (в фильме его называют Янкелем) Агранова или Давида Бурлюка, но и через сказанное ими проступают чёрточки ушедшей великой эпохи. Непонятно, правда, почему каждого из окружения поэта играет один актёр, а Агранова – три? Наверное, ввиду занятости Миронова, взяли «запасным» Никиту Ефремова, но зачем в этой роли ещё и скандальный акционист Пётр Верзилов? И если исполнители ролей Осипа Брика (Альберт Альберт) и Всеволода Мейерхольда (Антон Адасинский) похожи на своих персонажей, то на Агранова никто не похож абсолютно, даже Верзилов. Почему Александр Шейн хотел отдать палачу Гумилёва, отличившемуся также в годы ежовщины, черты обаятельнейших Евгения Витальевича и Никиты Михайловича?

Лилю Брик в молодости играет Чулпан Хаматова, в преклонные годы – Людмила Максакова, они выглядят очень достойно. За главного героя – Юрий Колокольников, который высок, как поэт, и в гриме временами очень похож, и стихи читает сильно, но когда в фильме звучит голос настоящего Маяковского, понимаешь, что его исполнение неповторимо.

В сумбурный застольный период внедряются сцены танцев и пантомимы, отражающие буйную футуристическую юность поэта. Жаль, что не сказано ничего про революционную деятельность Маяковского, и про его почти годовое сидение в тюрьмах, сыгравшее огромную роль в рождении его, как поэта. Многие же месяцы пребывания в Бутырской одиночке очень повлияли на психику шестнадцатилетнего Маяковского.

Наступившая революция, которую поэт, как и очень многие, восторженно принял, отражена неожиданно. От противного. Мы видим документальные кадры, в которых исполнитель роли Маяковского в Пхеньяне склоняет голову перед памятником Ким Ир Сену. Понятна ирония, но почему в фильме русскую революцию символизируют товарищ Ким, а не, например, Че Гевара?

Ближе к финалу, становится понятно, что создатели исследуют причины гибели поэта, и почему такая большая роль отведена Агранову. Появляется актриса, изображающая русских эмигранток Элли Джонс, родившую дочь Маяковскому, и Татьяну Яковлеву, на которой он всерьёз хотел жениться. Это намерение страшно взволновало Лилю Брик, но ещё больше НКВД: вдруг поэт революции сбежит из Советской России к своей белогвардейской возлюбленной?

– Не гневи партию! – говорит Агранов Маяковскому

– Срать я хотел на твою партию, – парирует поэт.

Ему объясняют, что «революция теперь это – Сталин… Ты – золото нашей партии». Вскоре мы видим на столе поэта листок, на котором название его новой поэмы – «Иосиф Виссарионович Сталин», но потом он рвёт его в клочки. Из-за этого «порыва», как мы должны догадаться, Агранов и его подручные либо убили великого поэта, либо довели до самоубийства.

Ничего подобного в книге Ваксберга, конечно, нет; в ней и во многих других исследованиях кончины Маяковского говорится об ужасающем психофизическом состоянии поэта в апреле 1930 года. Он был не на грани, а в состоянии нервного срыва. И до того он несколько раз стрелялся – строки «а сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою», написаны ещё в 1916 году – но на этот раз осечки не было. А Ким Ир Сен с Аграновым тут ни при чём.

Пока шли титры фильмы, звучали потрясающий голос Маяковского и воспоминания его современниц. Жаль, что к этому времени в кинозале уже никого не осталось.

 

Тэги: Александр Кондрашов Михаил Ефремов Евгений Миронов Всеволод Мейерхольд
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Судьбой дарованные встречи

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS