Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 мая 2018 г.
  4. № 20 (6644) (23.05.2018)
Искусство

Распоряжение телом

23 мая 2018
Банкир (Дмитрий Певцов) и Нина (Анна Чиповская)

Первый канал показал фильм Владимира Бортко «О любви»


Лента одного из самых известных российских режиссёров прошла по экранам страны незаметно, не вызвав ни жарких споров, ни шумных дискуссий. И очень жаль, так как фильм «О любви» заслуживает не меньшего внимания, чем картина Анны Меликян с очень похожим названием («Про любовь»), которая вышла немного раньше, была многажды награждена, о ней писали, в том числе и «ЛГ».

Маститый Владимир Бортко своим фильмом, конечно, перекликается с лентой своей молодой коллеги. Одна из новелл у Анны Меликян – о честной и бедной женщине с очень хорошими данными (эту роль убедительно сыграла красавица Юлия Снигирь). Ей делает предложение о сожительстве начальник-бизнесмен (Владимир Машков) – без экивоков, минуя букетный период, на который у него нет времени. Предлагает встречаться в определённое время за определённые деньги. Любящая своего бедного мужа жена с гневом отказывает наглецу-начальнику, но подумав несколько дней, всё взвесив, даёт согласие. Что было дальше, не рассказывается, но можно так понять, что героиня Юлии Снигирь, над которой режиссёр сочувственно посмеивается, по-прежнему любит мужа, а встречи с героем Машкова воспринимает как некий сверх­урочный приработок.

У Бортко и его соавтора сценария Валерия Мнацаканова с предложения о сожительстве фильм только начинается. Здесь всё гораздо серьёзнее, хотя история по нашим временам обыкновенная: богач увёл жену у бедняка. Молодой преподаватель-китаист Александр (Алексей Чадов), подрабатывающий переводчиком-экскурсоводом, просрочивает выплату по ипотеке, у него молодая жена, студентка из провинции Нина (Анна Чиповская) – она тоже с очень хорошими данными, которые нам, в отличие от фильма Меликян, не раз продемонстрируют. У них с мужем договор: он зарабатывает деньги, а она его любит и кормит. Однажды Нина подменяет мужа в качестве переводчика на переговорах банкира Сергея (очень хорошая работа Дмитрия Певцова) с китайскими партнёрами. Красавица производит впечатление на Сергея, в банке которого, кстати, её муж и брал злосчастную ипотеку. Сергей делает Нине такое же предложение, что и герой Машкова, но не так прямолинейно и в гораздо более романтической обстановке (ресторан, отдельный кабинет, свечи, цветы…). Разумеется, поначалу Нина тоже с гневом отвергает его поползновения, но потом после внутренних метаний – да ещё муж раздражённо укорил, что она не воспользовалась знакомством с банкиром, чтобы уладить вопрос ипотеки, – соглашается на свидание. И дальше происходит то, в возникновение чего не очень веришь, – любовь. Нина понимает, что всё, что у неё было с её спортивным и любвеобильным китаистом, не то. Настоящая любовь-страсть у неё развернулась с банкиром, который показал себя не только интеллигентным и очень щедрым джентльменом, но и выдающимся любовником. Для чего нам и показана ещё одна очень откровенная сцена. Постельные эпизоды очень хорошо сняты оператором Еленой Ивановой, и данные актрисы воистину роскошны, но тут загадка – в обнажённом виде женская красота не производит того впечатления, что «в задрапированном», и чем дольше её показывают, тем меньше впечатление.

Однако к делу: мало того что Нина влюбляется в банкира по-настоящему и бросает мужа, она становится натуральной содержанкой, живёт в купленных для неё апартаментах ожиданием очередного приезда любовника. Муж в бешенстве, готов убить себя, жену, банкира, даже покушается на него, потом уходит в запой, из которого выходит с помощью ближайшей подруги Нины. Но самое удивительное, во что тоже не очень верится: банкир уходит от жены (её замечательно играет Мария Миронова) и женится на Нине, у них рождается ребёнок...

Вроде хеппи-энд: банкир счастливо живёт с Ниной, регулярно навещая, конечно, прежнюю семью. Нина в полном порядке, она очень изменилась, нашла себя в бизнесе, её бывший муж тоже успешен, стал-таки светилом в лингвистике, однако у фильма совершенно неожиданный финал, в котором Нина зачем-то отдаётся бывшему мужу (это трудно укладывается в голове – что будет, если банкир узнает?). В ответ на слова бывшего мужа о его не угасшей любви она говорит, принимая душ, вытираясь полотенцем и одеваясь: «Любовь – это бред, болезнь… Я стала другим человеком, я сама определяю свою жизнь, я решаю, что хорошо, что плохо. Это моё тело, я им распоряжаюсь так, как хочу. Это моя душа, и она никому не принадлежит. Самое главное здесь – договор, я его нарушила один раз, что из этого вышло? Три разрушенные жизни…» Почему только три? А банкир? Нет, он ни при чём, он ничего плохого не делал, может быть, по бизнесу кого-то разорил, ограбил и уничтожил, но в любовных делах никого не насиловал, не вынуждал, только предлагал, а уж рынок сам всё отрегулировал. К тому же он такой мачо, что многие состоятельные красотки за честь бы почли…

Режиссёр фильма в одном из интервью, вспоминая «Анну Каренину», говорил, что и его фильм о страсти, которая разрушает семью, разрушает человека. Но социальный аспект этой истории тоже конём не объедешь, тут неравные в сословном отношении люди, не граф и княгиня, а барин и соблазнённая им гувернантка из простых. Ведь никуда не денешься, героиня продалась банкиру, продалась, предала мужа и предала себя. Она это понимает, и в этом её драма. А наша драма в том, что в жизнь вернулись многократно описанные великой русской литературой сюжеты, происходившие между господами и челядью, богатыми и бедняками. И есть в этом возвращении что-то удушающе пошлое.

В завершение вернёмся к режиссёрской перекличке. Разница в описании одного и того же происходит, полагаю, от того, что Анна Меликян принадлежит к поколению, которое тех времён, когда не всё можно было купить и продать, застала мало, и относится к любви легко, насмешливо иронически. Владимир же Бортко большую часть жизни прожил в обществе, в котором битловское: «Can`t Buy Me Love» воспринималось, как нечто само собой разумеющееся, и его фильм не развлекает, не веселит, а, несмотря на некоторую искусственность построения, задевает и ранит.


 

Тэги: Владимир Бортко О любви
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS