Принятый парламентом трёхлетний бюджет формально революционен, хотя бы потому, что отказывается от порочной идеологии огромных профицитов, постоянно замораживаемых в госказне. На сей раз профицит будет резко сокращён уже в следующем году, а затем и вовсе сведён к нулю. За счёт этого снижение доходов (прежде всего – «нефтяных») должно сопровождаться ростом расходов, в первую очередь социальных.
Но всё это – будущие планы, да и основная интрига не в том. В нынешнем году наращивание Стабфонда продолжится: с 8,7% ВВП за год он будет доведён до 12,0% ВВП. И в номинальном выражении вырастет в 1,6 раза. Да, это ниже уровня, предусмотренного бюджетом-2007. Но потому лишь, что сверх бюджетных планов до 300 миллиардов стабфондовских рублей пойдёт на государственные инвестиции: 250 млрд. предполагается внести в уставной капитал Банка развития, 15 млрд. – в уставной капитал Российской венчурной компании. 35 млрд. – в качестве дополнительного вложения в Госкорпорацию по развитию нанотехнологий и ещё 130 млрд. (сверх этих 300 млрд.) будет просто передано ей в управление.
Неэффективность подобных «инвестиций» очевидна. Похоже, что реальная их цель – стимулирование не модернизации и развития, а всего лишь коррупции. Это единственный ракурс, с которого такие шаги государства выглядят логичными и эффективными.
Тем более что уже к началу следующего года Стабфонд будет расщеплён на две неравные части. Так, 10% ВВП будет заморожено в его аналоге, названном Резервным фондом. В отличие от Стабилизационного он должен будет в течение трёх лет поддерживать бюджетные расходы на запланированном уровне в случае падения цены нефти с 51,7 доллара за баррель (средней цены, предусмотренной на 2008–2010 гг.) до 29,4 долл/барр. Причём о модернизации, которая только и может избавить страну от нефтяной зависимости, кабинет по-прежнему и не помышляет. Как и не подозревает о том, что нормальные правительства корректируют бюджетную политику максимум за полгода.
Этот уровень – средняя цена российской нефти за прошлую десятилетку. Однако его фиктивность вполне соответствует фиктивности цели, поставленной перед Резервным фондом. Ведь, несмотря на вероятное существенное снижение мировых цен на нефть с 2009 года, уровень цен в 29,4 долл/барр нуждается в содержательном обосновании. Пока же арифметика идёт больше от некоей неустойчивой психики, нежели от экономических реалий. Например, в этом расчёте не учтено даже удешевление доллара, существенное как за прошедшее время, так и (по имеющимся прогнозам) до конца 2010 г.
Не стоит забывать, что сначала представители «либеральных фундаменталистов» в правительстве называли сумму в 500 млрд. руб. – в качестве достаточного резервирования под «возможные неприятности». Но аппетит приходит во время еды, тем более – при непрозрачном управлении Минфином средствами Стабфонда. Потому к концу этого года данная цифра увеличена уже вшестеро. И это не предел: поскольку Резервный фонд фиксируется на уровне 10% валового внутреннего продукта, а сам ВВП при росте экономики и цен тоже непрерывно растёт, то к концу 2010 г. фонд увеличится ещё в 1,45 раза.
Однако размещение огромных денег по традиции всё равно окажется низкодоходным. По правительственному же прогнозу, российский бизнес будет вынужден компенсировать подобную «заморозку» 50 миллиардами долларов внешних займов. Но – под значительно более высокие проценты. Прямой убыток России от подобной политики за ближайшую трёхлетку оценивается примерно в 100 млрд. евро. Несмотря на это, замораживание средств в Резервном (переименованном Стабилизационном) фонде – главный приоритет госбюджета.
Оставшиеся после переименования 2,0% ВВП будут в соответствии с официальными пояснениями претенциозно названы Фондом будущих поколений (в скобочках именуемым Фондом национального благосостояния). Как они будут использоваться, пока не решено, и публично эта тема даже не обсуждается.
Предполагается лишь, что доход от их непонятно какого размещения будет направляться на софинансирование добровольных пенсионных накоплений (то есть на стимулирование и без того наиболее обеспеченной части общества), и то лишь после принятия соответствующего закона. Также допускается и возможность финансирования из этих доходов дефицита Пенсионного фонда. Причём из-за нарастающей остроты проблемы именно это, вероятно, и станет основным направлением использования средств Фонда будущих поколений. Величина фонда не только не обоснована, но и даже не определена: хотя в целом её намечено снизить до 1,3% ВВП. Причём разные бюджетные документы представляют разные суммы его средств в первые месяцы 2008 года. Это означает лишь одно: правящая бюрократия относится к фонду несерьёзно и не связывает с ним реальных планов, несмотря на то (а возможно, как раз благодаря тому), что впервые о необходимости его создания заявил лично президент В. Путин.
Для современной официальной пропаганды, к которой в основном сводится легальная часть политики государства, характерно, что оба наименования этого фонда не имеют никакого отношения к заявленным направлениям использования его средств…
Вот такая получается бюджетная политика.