Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Расщеплённый Стабфонд

01 января 2007

Принятый парламентом трёхлетний бюджет формально революционен, хотя бы потому, что отказывается от порочной идеологии огромных профицитов, постоянно замораживаемых в госказне. На сей раз профицит будет резко сокращён уже в следующем году, а затем и вовсе сведён к нулю. За счёт этого снижение доходов (прежде всего – «нефтяных») должно сопровождаться ростом расходов, в первую очередь социальных.

Но всё это – будущие планы, да и основная интрига не в том. В нынешнем году наращивание Стабфонда продолжится: с 8,7% ВВП за год он будет доведён до 12,0% ВВП. И в номинальном выражении вырастет в 1,6 раза. Да, это ниже уровня, предусмотренного бюджетом-2007. Но потому лишь, что сверх бюджетных планов до 300 миллиардов стабфондовских рублей пойдёт на государственные инвестиции: 250 млрд. предполагается внести в уставной капитал Банка развития, 15 млрд. – в уставной капитал Российской венчурной компании. 35 млрд. – в качестве дополнительного вложения в Госкорпорацию по развитию нанотехнологий и ещё 130 млрд. (сверх этих 300 млрд.) будет просто передано ей в управление.

Неэффективность подобных «инвестиций» очевидна. Похоже, что реальная их цель – стимулирование не модернизации и развития, а всего лишь коррупции. Это единственный ракурс, с которого такие шаги государства выглядят логичными и эффективными.

Тем более что уже к началу следующего года Стабфонд будет расщеплён на две неравные части. Так, 10% ВВП будет заморожено в его аналоге, названном Резервным фондом. В отличие от Стабилизационного он должен будет в течение трёх лет поддерживать бюджетные расходы на запланированном уровне в случае падения цены нефти с 51,7 доллара за баррель (средней цены, предусмотренной на 2008–2010 гг.) до 29,4 долл/барр. Причём о модернизации, которая только и может избавить страну от нефтяной зависимости, кабинет по-прежнему и не помышляет. Как и не подозревает о том, что нормальные правительства корректируют бюджетную политику максимум за полгода.

Этот уровень – средняя цена российской нефти за прошлую десятилетку. Однако его фиктивность вполне соответствует фиктивности цели, поставленной перед Резервным фондом. Ведь, несмотря на вероятное существенное снижение мировых цен на нефть с 2009 года, уровень цен в 29,4 долл/барр нуждается в содержательном обосновании. Пока же арифметика идёт больше от некоей неустойчивой психики, нежели от экономических реалий. Например, в этом расчёте не учтено даже удешевление доллара, существенное как за прошедшее время, так и (по имеющимся прогнозам) до конца 2010 г.

Не стоит забывать, что сначала представители «либеральных фундаменталистов» в правительстве называли сумму в 500 млрд. руб. – в качестве достаточного резервирования под «возможные неприятности». Но аппетит приходит во время еды, тем более – при непрозрачном управлении Минфином средствами Стабфонда. Потому к концу этого года данная цифра увеличена уже вшестеро. И это не предел: поскольку Резервный фонд фиксируется на уровне 10% валового внутреннего продукта, а сам ВВП при росте экономики и цен тоже непрерывно растёт, то к концу 2010 г. фонд увеличится ещё в 1,45 раза.

Однако размещение огромных денег по традиции всё равно окажется низкодоходным. По правительственному же прогнозу, российский бизнес будет вынужден компенсировать подобную «заморозку» 50 миллиардами долларов внешних займов. Но – под значительно более высокие проценты. Прямой убыток России от подобной политики за ближайшую трёхлетку оценивается примерно в 100 млрд. евро. Несмотря на это, замораживание средств в Резервном (переименованном Стабилизационном) фонде – главный приоритет госбюджета.

Оставшиеся после переименования 2,0% ВВП будут в соответствии с официальными пояснениями претенциозно названы Фондом будущих поколений (в скобочках именуемым Фондом национального благосостояния). Как они будут использоваться, пока не решено, и публично эта тема даже не обсуждается.

Предполагается лишь, что доход от их непонятно какого размещения будет направляться на софинансирование добровольных пенсионных накоплений (то есть на стимулирование и без того наиболее обеспеченной части общества), и то лишь после принятия соответствующего закона. Также допускается и возможность финансирования из этих доходов дефицита Пенсионного фонда. Причём из-за нарастающей остроты проблемы именно это, вероятно, и станет основным направлением использования средств Фонда будущих поколений. Величина фонда не только не обоснована, но и даже не определена: хотя в целом её намечено снизить до 1,3% ВВП. Причём разные бюджетные документы представляют разные суммы его средств в первые месяцы 2008 года. Это означает лишь одно: правящая бюрократия относится к фонду несерьёзно и не связывает с ним реальных планов, несмотря на то (а возможно, как раз благодаря тому), что впервые о необходимости его создания заявил лично президент В. Путин.

Для современной официальной пропаганды, к которой в основном сводится легальная часть политики государства, характерно, что оба наименования этого фонда не имеют никакого отношения к заявленным направлениям использования его средств…

Вот такая получается бюджетная политика.

Обсудить на форуме

Обсудить в группе Telegram

Михаил Делягин

директор Института проблем глобализации, доктор... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS