Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Рассказать слов, рассказать дум»

01 января 2007

ПОВТОРНЫЙ СЕАНС

Телекризис

В рамках отмечания юбилея Гарика Сукачёва кроме неумеренных похвал коллег по тусовке телевидением был предъявлен единственный продукт многогранного творчества маэстро. В ночь полночь канал «Россия» показал фильм, в котором юбиляр выступил в качестве актёра, режиссёра, сценариста и продюсера, – «Кризис среднего возраста». Его настойчиво анонсировали и называли культовым. Вспомнилась фраза из хрущёвского времени: культ есть, а личности нет. Тот, кто смотрел этот «культовый фильм» в середине 90-х и пересмотрел сейчас, впал в окончательное недоумение. Можно ли его разбирать с профессиональной точки зрения? Трудно. Потому что он временами так же непрофессионален, инфантилен и эклектичен, как известная песня Гарика, которая звучит за кадром этого фильма. Насладитесь «текстом слов»:

Вей, бей, проруха-судьба,
Разбуди слов рябиновый слог,
Постучи в дверь, пораскинь снег
По лесам вех да по полям рек…

Дальше ещё заковыристее:

Я так хочу притаиться на твоём плече,
Рассказать слов, рассказать дум,
В карманах порыться и достать лёд,
Охладить лоб, охладить лоб…

Не правда ли, культово? После такого «рябинового слога» надо «охладить лоб». Кто-то скажет, что тексты песен в рок-музыке не главное, важны драйв, настроение, надрыв, искреннее чувство. Допустим. И в фильме, наверное, они предполагались, но… Вот какой анонс «Кризиса» расположен в телепрограмме на Яндексе: «Это попытка обретения идеологии: что бы ни происходило, человек остаётся человеком. Герой нашёл профессию, нашёл друзей – он состоятелен. У нас сумасшедшее время. Денег не накопишь – либо отберут, либо растратишь. Дом не купишь – спалят. Единственное, что мы можем делать, это обретать себя и свою компанию» (Иван Охлобыстин). После того как героя бросает любимая женщина, он приезжает в Москву в надежде преодолеть кризис среднего возраста, но причуды столицы оставляют в его душе ещё более острые раны…» Вы что-нибудь поняли? Переведу на нормальный язык. История действительно начинается после того, как героя бросила в Питере любимая женщина. Он в растрёпанных чувствах приезжает в Москву, устраивается врачом на «Скорую помощь» и лечит, лечит, и пьёт, пьёт, принимает наркотики, у него соответствующие видения, на него почему-то наваливаются воспоминания о первой детской любви, но вскоре и Москва с её бандитами, свихнувшимися друзьями, пьянством, наркотой и тотальным равнодушием ему опротивела, и он возвращается к возлюбленной, чтобы, как сказано в эпилоге голосом соавтора сценария Ивана Охлобыстина, родить семерых детей, жить с ней счастливо и умереть в один день. Что, конечно, весьма похвально и отличает фильм от череды безысходных, чернушных, «фестивальных» картин. А финал «Кризиса» с его бескорыстным позитивом как будто украден у другого фильма о врачах (а их в отечественном кинематографе, слава Богу, очень много) – замечательной кинокартины 1958 года «Дорогой мой человек» режиссёра Иосифа Хейфица по сценарию Юрия Германа с Алексеем Баталовым в главной роли. Сравнивать Германа с Охлобыстиным, Хейфица с Сукачёвым, Баталова с Харатьяном?

Герой «Кризиса» тоже вроде «дорогой» хороший человек, страдающий и способный к состраданию. И работа Харатьяна в этом фильме искренняя и, может быть, давно назревшая, поколенческая. Вообще в «Кризисе» заняты очень хорошие артисты: Александр Балуев, Евгения Добровольская, Татьяна Лаврова, Николай Пастухов, юная Дарья Мороз, однако рядом с ними регулярно появляются в кадре непрофессиональные, но крайне претенциозные Фёдор Бондарчук, Гарик Сукачёв и Иван Охлобыстин, и хочется выключить телевизор. Такое ощущение, что «ребята, которые обрели компанию», добыли где-то денег и решили всласть покуражиться в кинематографе. Чисто для себя. Но ни опыта, ни профессионализма, чтобы сделать это качественно, не имели и снимали кино на уровне ученических вгиковских одночастёвок. Пижонства и понтов много, содержания – нет.

Крайне многообещающе начало фильма с долго и глубокомысленно курящим (гашиш?) тоже, конечно, культовым Михаилом Ефремовым. Зачем, к чему, почему? Он что, главный герой или рассказчик? Нет, он исполнитель эпизодической роли, а рассказчик – раздражающий глумливой картавостью – тоже, черт побери, культовый – Охлобыстин.

Весьма унылую ленту внезапно прорезает единственная «весёлая» сцена с кровавой разборкой в баре, в который герой под пулями (!) идёт исполнять свой врачебный долг. Если бы в таком фарсовом ключе была выдержана вся лента, то можно было бы это принять, но такая сцена единственная. Какое отношение она имеет к вполне добротно сыгранному эпизоду с шизофреничкой, которую реалистично, по-мхатовски точно и драматично сыграла Татьяна Лаврова? Режиссёром не найден единый киноязык, который объединил бы сцены фильма и манеры актёрской игры в единое целое, даже хорошие актёры играют как будто в разные игры. В отдельности весьма мила была бы детская часть фильма – первой любви, настоящих чувств в нашем кино, изрядно попорченном разнообразными серебренниковыми, крайне мало, – но тут слишком очевидно цитирование Серджио Леоне («Однажды в Америке»), и вообще цитат для оригинального культового фильма здесь слишком много.

Чуть дольше остановимся на актёрской работе в фильме самого Сукачёва, который удачно, на мой взгляд, дебютировал в картине «Защитник Седов» (1988) в роли пришибленного жизнью, ничтожного судейского чиновника, а позже был вполне на месте в роли омерзительного тупого бандюгана в кинофарсе «Жмурки». В «Кризисе» Гарик играет шофёра «скорой», но, скорее, самого себя, суперкультового, он дарит нас своим фирменным «бригадирским» прищуром, многозначительными кривыми ухмылками и медлительной рокерской лексикой. Ни слова в простоте. Но зачем этот герой в фильме, какая смысловая нагрузка роли? Режиссёр решил в своём фильме актёрски оттянуться? Рядом с замечательной Евгенией Добровольской, на небольшой кинотерритории умудрившейся создать образ непутёвой, несчастной девахи, которая вызывает сочувствие, он смотрится фальшиво и неуместно.

А что изображает Фёдор Бондарчук? Какого типа лепит? Зачем так манерничает? В то, что его герой по образованию врач, я под расстрелом не поверю – при всём уважении к дальнейшим его киноработам, скажем, в «9 роте» или в «Обитаемом острове». Вообще мне кажется, застрельщики фильма должны бы были сделать всё, чтобы ТВ забыло об этом «Кризисе» навсегда и не напоминало об ошибках молодости.

Возвращаясь к теме культовости, вспомним другую картину, снятую примерно в то же время, близкую «Кризису» по тематике, стилистике и намерениям, – фильм Алексея Балабанова «Брат». Профессиональный, глубокий и цельный. Почувствуйте, как говорится, разницу. Кстати, песни там тоже звучат, но другие – без сукачёвских как-то обошлись…

Почему же ТВ так настойчиво навязывает нам образ Игоря Ивановича Сукачёва? Потому что он дружит с Аллой Борисовной? Потому что его культовые «компаньоны» теперь подучились, заняли командные позиции на ТВ и могут порадеть родному человечку? Или, может быть, нашим теленачальникам обязательно надо навязать России именно такой образ её лучшего сына? Чтобы наши дети шли за подобными беснующимися гариками в ночные клубы и заживо пропадали там в геенне огненной?.. Это свидетельство не кризиса среднего возраста, а глубочайшего нравственного кризиса всего общества и бесстыдной аморальности ориентированной на пошлое развлекалово телеэлиты.

Поля КУЛИКОВА

P.S. Через несколько дней Гарик Сукачёв в рамках празднования своего юбилея был в программе ТВ Центра «Сто вопросов взрослому». Тинейджеры, которые уже многих повидали (например, замечательно раскрывшегося в этой передаче, настоящего выдающегося музыканта Александра Градского), выразили гостю рекордно массовое недоверие. Он был помпезен, недобр и неискренен. Более четверти присутствующих в зале не поверили Гарику. Что внушает некоторую надежду.

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

«Рассказать слов, рассказать дум»

В рамках отмечания юбилея Гарика Сукачёва кроме неумеренных похвал коллег по тусовке телевидением был предъявлен единственный продукт многогранного творчества маэстро.

2009-12-09 / Поля КУЛИКОВА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Поля Куликова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS