Геоинформационные порталы правительства Москвы – это не только полезные сведения «из первых рук», но и своеобразная книга жалоб и предложений, оценок и комментариев для горожан.
На днях сосед меня спросил: куда обратиться по поводу ржавого бесхозного автомобиля с разбитыми стёклами, давно стоящего во дворе, где и так не хватает мест для парковки? Мой совет его обрадовал и удивил – не надо никуда звонить, ходить и просить, достаточно оставить заявку на портале «Наш город» и немного подождать. По закону чиновники обязаны ответить на поступающие в их адрес электронные сообщения в течение восьми рабочих дней.
Идея создания подобных интернет-порталов родилась полтора года назад, в ответ на призыв мэра Сергея Собянина привлечь жителей к общественному контролю работы городских служб. «Открытый диалог с властью, прозрачность системы городского управления должны способствовать повышению доверия москвичей к органам власти всех уровней», – считает заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Катаева. Ведь электронные обращения граждан – это не только форма обратной связи. Отзывчивость и скорость реагирования чиновников на жалобы – вот критерии оценки работы глав управ районов, которые влияют на их рейтинг: лучших руководителей ждёт поощрение, худших – наказание.
Вслед за порталом «Наш город» в декабре 2011 года появились «Дороги Москвы», а год спустя – «Дома Москвы». За время работы трёх городских порталов зафиксировано около 2,5 миллиона посещений. Больше всего жалоб на некачественную уборку дворов и проезжей части и ямы на дорогах. Заявки можно отправлять не только со стационарного компьютера, но и непосредственно с места события, скачав на портале мобильные приложения для Windows Phone, iPhone и Android. К каждому письму можно прикрепить до пяти фотографий. Причём обращения граждан и ответы чиновников публикуются на порталах в открытом доступе.
Самый популярный – портал «Наш город», где зарегистрировано более 93 тысяч неравнодушных пользователей, и их число постоянно увеличивается. Среди 22 тем общественного контроля – «Дворовые территории», «Многоквартирные дома», «Объекты торговли алкогольной продукцией», «Поликлиники», «Брошенный разукомплектованный автомобиль» и другие. Классификатор тем со временем расширяется, но если проблема не относится к списку комментируемых, служба модерации её отклоняет. Поэтому пожаловаться на отказ трансмиссии марсохода невозможно.
Второй по востребованности портал – «Дороги Москвы», где собрана информация о заказчиках и подрядчиках дорожных работ, штрафных санкциях, пробках и многом другом. Можно даже в режиме онлайн увидеть, как идёт уборка городских территорий. Среди обсуждаемых проблем есть и такие, как содержание и освещение столичных улиц, неработающие светофоры, проблемы зимнего периода.
На портале «Дома Москвы» за неполные полгода работы уже зарегистрировалось около 10,5 тысячи пользователей. И это неудивительно: ресурс выполняет не только контрольные, но и просветительские функции, там собрана подробная информация по 30 с лишним тысячам многоквартирных домов столицы, сведения о той или иной управляющей компании (её обязательствах, периодичности работ, планируемых денежных расходах и так далее). Все государственные управляющие организации, а также большинство частных компаний, ТСЖ и ЖСК заключили соглашения с Мосжилинспекцией, и каждая из них несёт ответственность за достоверность сведений, представленных на портале. Электронная приёмная сайта даёт отличную возможность заявить о неудовлетворительной работе, незаконном действии или бездействии управляющей организации.
Как правило, восьмидневный срок на подготовку ответа чётко соблюдается. Более того, по статистике, время ожидания в среднем сокращается до четырёх с половиной дней. В большинстве случаев за этот период удаётся не только опубликовать ответ, но и устранить саму проблему.
В ближайшей перспективе – объединение трёх порталов в один, чтобы не приходилось заново регистрироваться. Власти обещают, что к концу осени на обновлённом портале пополнится список проблемных тем, открытых для общественного контроля. Среди них – интервалы в движении общественного транспорта, а также вопрос приспособления городских объектов к нуждам маломобильных групп населения.