Георгий Куликов. К вопросу о миражах. Ретродетектив. – М.: Перо, 2020. – 418 с.
Книга государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста РФ Георгия Куликова погружает нас в рабочие будни инспектора Московского уголовного розыска, расследующего необычные закрученные дела. Перед нами – цикл рассказов, объединённых главным героем – Евгением Кудриным, который на протяжении повествования проходит путь по карьерной лестнице от молодого лейтенанта до полковника.
На образе главного героя хочется остановиться отдельно. Его отличает весёлый, лёгкий нрав, умение радоваться мелочам и замечать жизнь во всех её проявлениях. Так, даже по дороге на место происшествия, сидя в коляске милицейского мотоцикла, он умудряется любоваться городскими пейзажами. А ещё собирает анекдоты и задорно «травит» их, чтобы разрядить обстановку или поддержать боевой дух. Есть у него и специальный блокнот, куда он записывает забавные наблюдения «из жизни», из которого сослуживцы постоянно просят его что-нибудь прочитать.
Пожалуй, именно эта удивительная наблюдательность, внимание к деталям помогают ему раскрывать даже самые, казалось бы, безнадёжные дела. Врождённое качество, развитое затем в милицейском училище, позволяет ему замечать мельчайшие «отклонения от нормы» и видеть улики и зацепки, мимо которых легко могли бы пройти коллеги.
В первом рассказе – «Почти по горячим следам» – опытный сыщик даёт молодому милиционеру Жене Кудрину совет: «...и запомни: не бывает больших и маленьких дел, бывают преступления, когда нарушается закон. А мы и работаем, чтобы пресекать эти нарушения». В правдивости этого наставления Кудрину удаётся убедиться на собственном опыте. Например, когда дело о краже нескольких брикетов мороженого из ларька разрастается до дипломатического скандала, который находчивым сотрудникам МУРа удаётся пресечь на корню...
Книга написана в лучших традициях детективного жанра: хитросплетения запутанных дел затягивают читателя с головой, заставляя вместе с главным героем выстраивать сложные логические цепочки, пытаясь определить преступника и его мотивы. Каждый рассказ посвящён отдельному расследованию: поиску пропавших фамильных ценностей, редких картин известных художников, украденных из музея артефактов, распутыванию обстоятельств таинственных убийств. Совершенно невероятные на первый взгляд случаи описаны с такой достоверностью, что постоянно ощущаешь желание «погуглить» подробности расследований и почитать что-нибудь в архивах столичной прессы тех лет. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: книга во многом автобиографична, и о работе МУРа Георгий Куликов знает не понаслышке.
Благодаря такой богатой фактуре и прекрасному знанию материала у автора нет необходимости искать дешёвой популярности, шокируя читателя кровавыми подробностями, нагнетая атмосферу. Ретродетектив Георгия Куликова отсылает нас к классическим представлениям о жанре; в центре каждой истории – «столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости».
Отдельно хочется отметить воссозданную автором атмосферу конца прошлого века, описанную с ностальгической теплотой. Вот сосед Жени Кудрина, молодой художник, приглашает его вечером в гости: будут симпатичные девушки и пластинка группы «АББА», одолженная на вечер у друзей; вот общительные попутчики в купе разворачивают на столе газеты и устраивают настоящий пир с жареной курочкой, огурцами и купленной по пути копчёной рыбой. Да и в самих органах правопорядка обстановка очень здоровая: тяжёлая работа и необходимость ежедневно иметь дело с худшими проявлениями человеческой природы компенсируются дружелюбным отношением коллег, пониманием начальства и некоторым здоровым идеализмом. Главного героя окружают сплошь порядочные люди, которые пришли в профессию по зову сердца – для того, чтобы бороться со злом и несправедливостью.
Автор переносит нас во времена, когда слова «доблестная милиция» произносились ещё без сарказма. И в этом, пожалуй, главное очарование ретродетектива.