«Я же рад встречать молодёжь: по ней узнаёшь, что нового», – говорил г-н Лужин в «Преступлении и наказании».
Нынешняя молодёжь демонстрирует новый тренд: вместо вуза идти в техникум или ПТУ (сегодня они колледжи или профессиональные лицеи). Зачастую поступить туда труднее, чем в средней руки университет, которых наоткрывали в каждой подворотне. В некоторые колледжи даже требуется «красный» школьный аттестат.
Вот в том-то и новость: в техникумы-ПТУ идут не худшие, а, напротив, лучшие, «продвинутые». Прежде, в том числе в мои школьные годы, среднее специальное образование шли получать худшие, а кто «более-менее» – те в вузы. Уж как только не завлекали в 70-е в средние специальные заведения: по весне в парке культуры пела-плясала пэтэушная самодеятельность, пытаясь привлечь выпускников 8-го класса. Не шли. Этот путь считался заведомо второсортным – при всех льготах, что сулили.
И вот всё переменилось. Два школьных приятеля моей дочки уже получили специальность автомехаников, по осени идут в армию – не абы как, а согласно гражданской специальности. Сдержанно гордятся перед девчонкой-студенткой своим рабочим званием.
Откуда мода? Мне кажется, молодые устали бесцельно сидеть в вузах, изучая «взгляды и нечто». Хотят освоить что-то практически употребимое. Да, высшее образование полезно, но оно должно быть подлинным, не имитативным. Давать перспективу. С этим проблемы.
Нелишне вспомнить, чем отличается высшее образование от среднего специального. Первое нацелено на создание НОВОГО: получение новых знаний, проектирование механизмов и т.д. А среднее специальное – на использование уже имеющегося. Это квалификация техника. Таков принцип. Разумеется, есть случаи пограничные, но сути дела это не меняет. Мой отец, окончивший технический вуз в 50-м, рассказывал, что по тогдашним правилам на одного инженера должно было приходиться три техника. В 70-х, когда он это рассказывал, соотношение было едва ли не обратным, а техническая отсталость нарастала.
Числом людей с дипломами вуза не улучшить положения страны. Согласно данным Организации международного сотрудничества и развития, Россия на первом месте по охвату высшим образованием лиц от 24 до 60 лет – около 55%. В Италии, для сравнения, – 17%. При этом у нас лишь 5% имеет среднее специальное образование, а там – 33%. Высочайший процент охвата высшим образованием на Кубе: 80% школьников становятся студентами вузов. И что?
Для подавляющего большинства работ требуется, однако, техник, понимаемый в вышеописанном смысле. Для практических надобностей он вообще востребованней выпускника вуза. Моя бабушка, опытная учительница, в конце жизни сетовала, что начальную школу, фундамент дальнейшего обучения, загубили. И загубили учительницы, приходящие из вузов, а не из педучилищ, где учили ремеслу, а не одним рассуждениям.
Вопрос лишь в том, собираемся ли мы работать? И даже шире: люди – это кто? Лишние рты или дополнительные рабочие руки? От решения этого фундаментального и даже философского вопроса зависит всё. Если новые работники нужны, значит, систему образования нужно выстроить так, чтобы человек учился в разумные сроки и приступал к полезной деятельности. Если нет – требуется ровно обратное: чтобы он как можно дольше тянул резину, бесконечно «готовился к поприщу» (как сказано про Обломова). Тогда вуз – детсад для взрослых, пункт передержки молодняка.
Молодёжь показывает: она хочет работать, делать что-то осмысленное, практическое. Дело – за взрослыми. Они должны дать дело молодым рукам. Современное положение России того требует.
Татьяна Воеводина,
предприниматель, публицист