Обозреватели делового канала РБК, щебечущие на птичьем языке бизнес-новостей, верят, как в слово Божье, что «кризис даёт возможность насильственной экономии при сохранении доступного качества». Перевожу на человеческое наречие: ужмись в одном – улучшишь картину в целом.
Эта схема предлагается всем отраслям хозяйства. Забыто только телевидение. Но именно ТВ является широким «полем экспериментов», о котором пел лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов:
География подлости, орфография ненависти, Апология невежества, мифология оптимизма…
Чтобы осуществить желание народа (самый популярный вопрос к властям всех уровней: «А когда кризис пройдёт?»), надо действовать радикально. Одно такое радикальное решение я предлагаю: сократить количество центральных телеканалов с полутора десятков до совершенной цифры 1 (один) канал. По сути, мы и так ежедневно смотрим ОДИН КАНАЛ. Все центральные каналы сливаются в одно серое целое, создавая кажущееся многообразие разных оттенков серого на общем фоне скудости мысли и однообразия развлечений. Зрителю в высшей степени безразлично, что смотреть. В 2002 году Фонд общественного мнения задал вопрос телезрителям: «Если бы вам предложили оставить только один телеканал, какой бы вы решили оставить?» Тогда почти половина высказалась в пользу ОРТ. В 2009 году на такой же вопрос автора статьи 70% опрошенных отдали предпочтение двум центральным каналам. При этом затруднившись указать между ними разницу! То есть фактически они – за один канал.
Народ давно знает, что количество – не всегда качество. Да и количество центральных каналов зависит не от степени демократичности общества, а от наличия свободных частот. В интернет-блогах работает постоянная анкета с занятным вопросом: «НЛО хочет уничтожить все телеканалы, взамен создав только один. Какой он должен быть?» Самые популярные варианты ответов: «Пусть ТВ вымрет полностью» и «Оставьте порнуху!»
Польза от сокращения числа каналов: экономия средств – раз, уменьшение числа разносчиков пошлости – два, демонстрация единства телевидения и народа – три. Для государства от сокращения числа каналов не будет никакого вреда, кроме пользы.
Переход телематерии из количества в качество – процесс не философский, а финансово-экономический. Старая Марксова формула наполняется новым содержимым: РЕКЛАМА–ТЕЛЕПЕРЕДАЧА–РЕКЛАМА. По Марксу, покупатель – участник процесса обмена денег на товар. В телепроизводстве зритель выпадает из схемы обмена, оставаясь пассивным объектом виртуального изнасилования, оплаченного доходами от рекламы.
Сейчас поступления от рекламы рассыпаются по каналам, и в результате зритель получает усреднённое зрелище. Телевидение уподобляется торговой сети, увеличивающей ассортимент товаров, множа названия одного и того же товара. По всем каналам – одни и те же передачи, одно и то же строение новостных программ, одни и те же лица, темы дискуссий, фильмы и сериалы.
Наше телевидение – огромная контора, цель существования которой – содержать армию людей, паразитирующих на паре-тройке идей, родившихся полвека назад на американском телевидении.
Ну, с новостями ещё куда ни шло. Правда, зря талдычит нам ТВ о «перенасыщенности» мира информацией. Просто СОБЫТИЕ стало «новостью». Не успеет прозвучать одна, как перекрывается второй.
Что до прочих программ… ТВ пресмыкается перед рекламодателями. А те уже привыкли к определённым формам телепередач. И дают деньги под «проверенное».
Но с учреждением одного телеканала произойдут поразительные изменения. Суммы поступлений от рекламы увеличатся в разы, так как её просто не станет на других каналах за отсутствием таковых в эфире. Государство сохранит все суммы налогов. Зато появившиеся огромные суммы можно направить на создание программ, не имеющих себе равных в мире по масштабности мысли и её практического исполнения.
Что до нравственности, то ТВ всё равно останется безнравственным в своём нынешнем виде. Чтобы измениться, для ТВ требуется не эволюция, а революция.
Наступит эпоха полной свободы от рейтингов! Рейтинги потеряют значение, так как исчезнет конкуренция между каналами. И тогда телевидение сможет заняться – страшно сказать! – ТВОРЧЕСТВОМ.
Утренние и детские передачи не пострадают, сохранив однотипных дядь, тёть и мультики.
Игра останется одна, так как игры на всех каналах одинаковы и напоминают рекламу экзамена по ЕГЭ. Поп-звёзды, уставшие шататься по разным каналам, успокоятся на одном. Юмор станет стабильным: днём – «Аншлаг», вечером – «Комеди Клаб». Сериалы сохранятся: одна мелодрама, один детектив, одна пародия на суд.
Заповедный канал «Культура» сохранить, руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Уверен, сами каналы должны выступить с инициативой сужения до одного, пока не поздно. Пусть создадут Общий канал, на манер «Общей газеты», чтобы создать видимость пощипывания власти в нетвёрдое место.
А пока наше ТВ тихо ненавидит само себя. И потому напоминает робота-алкоголика из мультсериала «Футурама». Сходство не в том, что у руководства телевидения бабушка тоже была бульдозером, а железный папа погиб от электрооткрывалки. Робот – законченный циник, человеконенавистник и фанат мыльных опер. Телевидению близка его философия: «Пить, курить, воровать, сквернословить, бездельничать и смотреть ТВ». Да и любимый афоризм – «Пиво рулит!» – дорог нашему ТВ, зависящему от рекламы напитка.
И последнее.
Если телевидение – окно в мир, тогда непонятно: почему, из какого окна ни смотри, мир всегда кажется одинаковым?