Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Раз – канал, два – канал…

01 января 2007

ТЕЛЕПАМФЛЕТ

 Обозреватели делового канала РБК, щебечущие на птичьем языке бизнес-новостей, верят, как в слово Божье, что «кризис даёт возможность насильственной экономии при сохранении доступного качества». Перевожу на человеческое наречие: ужмись в одном – улучшишь картину в целом.

Эта схема предлагается всем отраслям хозяйства. Забыто только телевидение. Но именно ТВ является широким «полем экспериментов», о котором пел лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов:

География подлости, орфография ненависти, Апология невежества, мифология оптимизма…

Чтобы осуществить желание народа (самый популярный вопрос к властям всех уровней: «А когда кризис пройдёт?»), надо действовать радикально. Одно такое радикальное решение я предлагаю: сократить количество центральных телеканалов с полутора десятков до совершенной цифры 1 (один) канал. По сути, мы и так ежедневно смотрим ОДИН КАНАЛ. Все центральные каналы сливаются в одно серое целое, создавая кажущееся многообразие разных оттенков серого на общем фоне скудости мысли и однообразия развлечений. Зрителю в высшей степени безразлично, что смотреть. В 2002 году Фонд общественного мнения задал вопрос телезрителям: «Если бы вам предложили оставить только один телеканал, какой бы вы решили оставить?» Тогда почти половина высказалась в пользу ОРТ. В 2009 году на такой же вопрос автора статьи 70% опрошенных отдали предпочтение двум центральным каналам. При этом затруднившись указать между ними разницу! То есть фактически они – за один канал.

Народ давно знает, что количество – не всегда качество. Да и количество центральных каналов зависит не от степени демократичности общества, а от наличия свободных частот. В интернет-блогах работает постоянная анкета с занятным вопросом: «НЛО хочет уничтожить все телеканалы, взамен создав только один. Какой он должен быть?» Самые популярные варианты ответов: «Пусть ТВ вымрет полностью» и «Оставьте порнуху!»

Польза от сокращения числа каналов: экономия средств – раз, уменьшение числа разносчиков пошлости – два, демонстрация единства телевидения и народа – три. Для государства от сокращения числа каналов не будет никакого вреда, кроме пользы.

Переход телематерии из количества в качество – процесс не философский, а финансово-экономический. Старая Марксова формула наполняется новым содержимым: РЕКЛАМА–ТЕЛЕПЕРЕДАЧА–РЕКЛАМА. По Марксу, покупатель – участник процесса обмена денег на товар. В телепроизводстве зритель выпадает из схемы обмена, оставаясь пассивным объектом виртуального изнасилования, оплаченного доходами от рекламы.

Сейчас поступления от рекламы рассыпаются по каналам, и в результате зритель получает усреднённое зрелище. Телевидение уподобляется торговой сети, увеличивающей ассортимент товаров, множа названия одного и того же товара. По всем каналам – одни и те же передачи, одно и то же строение новостных программ, одни и те же лица, темы дискуссий, фильмы и сериалы.

Наше телевидение – огромная контора, цель существования которой – содержать армию людей, паразитирующих на паре-тройке идей, родившихся полвека назад на американском телевидении.

Ну, с новостями ещё куда ни шло. Правда, зря талдычит нам ТВ о «перенасыщенности» мира информацией. Просто СОБЫТИЕ стало «новостью». Не успеет прозвучать одна, как перекрывается второй.

Что до прочих программ… ТВ пресмыкается перед рекламодателями. А те уже привыкли к определённым формам телепередач. И дают деньги под «проверенное».

Но с учреждением одного телеканала произойдут поразительные изменения. Суммы поступлений от рекламы увеличатся в разы, так как её просто не станет на других каналах за отсутствием таковых в эфире. Государство сохранит все суммы налогов. Зато появившиеся огромные суммы можно направить на создание программ, не имеющих себе равных в мире по масштабности мысли и её практического исполнения.

Что до нравственности, то ТВ всё равно останется безнравственным в своём нынешнем виде. Чтобы измениться, для ТВ требуется не эволюция, а революция.

Наступит эпоха полной свободы от рейтингов! Рейтинги потеряют значение, так как исчезнет конкуренция между каналами. И тогда телевидение сможет заняться – страшно сказать! – ТВОРЧЕСТВОМ.

Утренние и детские передачи не пострадают, сохранив однотипных дядь, тёть и мультики.

Игра останется одна, так как игры на всех каналах одинаковы и напоминают рекламу экзамена по ЕГЭ. Поп-звёзды, уставшие шататься по разным каналам, успокоятся на одном. Юмор станет стабильным: днём – «Аншлаг», вечером – «Комеди Клаб». Сериалы сохранятся: одна мелодрама, один детектив, одна пародия на суд.

Заповедный канал «Культура» сохранить, руководствуясь Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Уверен, сами каналы должны выступить с инициативой сужения до одного, пока не поздно. Пусть создадут Общий канал, на манер «Общей газеты», чтобы создать видимость пощипывания власти в нетвёрдое место.

А пока наше ТВ тихо ненавидит само себя. И потому напоминает робота-алкоголика из мультсериала «Футурама». Сходство не в том, что у руководства телевидения бабушка тоже была бульдозером, а железный папа погиб от электрооткрывалки. Робот – законченный циник, человеконенавистник и фанат мыльных опер. Телевидению близка его философия: «Пить, курить, воровать, сквернословить, бездельничать и смотреть ТВ». Да и любимый афоризм  – «Пиво рулит!» – дорог нашему ТВ, зависящему от рекламы напитка.

И последнее.

Если телевидение – окно в мир, тогда непонятно: почему, из какого окна ни смотри, мир всегда кажется одинаковым?

Николай РОМАНОВ

 

Обсудить в группе Telegram

Николай Романов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS