Сердце Европы. – М.; Вроцлав: Летний сад; Коллегиум Восточной Европы им. Яна Новака, 2009. – 527 с. – 10 000 экз. 527 с.: ил. – 10 000 экз.
Всегда интересно посмотреть на себя чужими глазами. Именно поэтому книга «Сердце Европы» может показаться очень занимательной для российского читателя.
Перед нами объёмистый труд по истории Польши, львиная доля которого посвящена вопросу о российском влиянии на жизнь этой страны. Автор – англичанин, профессиональный историк, профессор Оксфорда, человек с очень спорными взглядами, но именно этим и любопытный.
Когда читаешь книгу, постоянно вспоминаешь высказывание отечественных историков о характере советской дипломатии: «Нас не любили, но в нас видели грозную силу и потому боялись». На страницах «Сердца Европы» Советский Союз действительно предстаёт в роли империи зла, где «беззаконие является нормой жизни». К счастью, это не единственное умозаключение историка-англичанина. Иначе этот труд не стоил бы серьёзного разговора.
«Сердце Европы» – в первую очередь попытка показать различия между российско-советской ментальностью и менталитетом польского народа. И местами автор приводит очень интересные наблюдения.
Например, такое. Большинство поляков считают себя аристократией если не по рождению, то по духу. Именно поэтому существует общепринятая форма обращения «пан» и «пани». В советской Польше пытались заменить эту форму обращением на «вы». Не прижилось – так обращались друг к другу только представители партийной номенклатуры. Сразу вспоминается современный российский опыт! Мы до сих пор не привыкли называть друг друга «господин» и «госпожа». Всё-таки россияне привыкли считать, что они – «не баре». Именно польское увлечение собственным «аристократизмом» стало причиной многих несчастий и политических поражений этой страны. По мнению автора, главная проблема польского общества – несоответствие высоких личностных идеалов жизненным и историческим реалиям. Другие народы на определённом этапе, когда аристократия вырождается и перестаёт быть политической силой, способны отвергнуть аристократические идеалы ради движения вперёд, ради развития. Поляки в общей своей массе, похоже, никогда этого не сделают.
Зато если брать более ранний период истории российско-польских отношений, сходство между двумя народами проглядывает. Достаточно вспомнить об имперских амбициях Речи Посполитой, которая в своё время, подобно Русскому государству, претендовала на роль объединителя восточноевропейских земель. Сначала борьба между двумя государствами шла на равных, позднее, в период польской интервенции 1609–1618 годов, Россия стояла на грани краха, но затем центр политической силы постепенно переместился в Москву, где и остался. Полякам это не даёт покоя до сих пор.
Примечательной особенностью книги «Сердце Европы» является как раз то, что история излагается по принципу от настоящего в глубину веков, что отличает её от привычного построения учебного пособия.
«Сердце Европы» – добросовестное и обстоятельное исследование, но российскому читателю надобно запастись изрядным терпением, потому что некоторые высказывания западного автора вызывают желание отложить книгу в сторону – уж слишком тенденциозно, слишком односторонне, несправедливо в отношении России. Но если сделать скидку на пропольскую позицию автора, можно почерпнуть из чтения немало любопытного. В частности, лучше понять поведение современных польских политиков в отношении нашей страны.