На Украине 31 марта должен пройти первый тур президентских выборов, 21 апреля – второй, а на осень (27 октября) намечены выборы в Раду. Как на них проявит себя «антимайданный» избиратель, каким политикам и движениям удастся собрать его голоса?
Портрет такого избирателя известен: он в основном русскоязычный, живёт преимущественно на юго-востоке страны, добром вспоминает дружественные отношения с Россией. Сейчас ведёт себя пассивно. Юго-восток был предан, унижен и ввергнут в гражданскую войну. А без избирателей Крыма и части Донбасса надежд на победу «своих» всё равно нет, и ради чего ходить на выборы – непонятно.
Однако ситуация не столь отчаянная. За последние годы центр и запад Украины заметно обезлюдели – миллионы граждан уехали за рубеж. Соотношение «восточного» и «западного» электората сейчас примерно 60 на 40%. Выбрать «своего» президента, скорее всего, не получится, а вот оказать ощутимое влияние на управление государством можно. Но как это сделать, если нет ни лидеров, ни ярких идей, вокруг которых хотелось бы сплотиться? В этом – главная проблема юго-востока. Без мобилизации электората регион останется на обочине политики.
Рецепт, который был предложен рядом политтехнологов, прост: нужно, чтобы все политические силы, опирающиеся на голоса юго-востока, объединились и выдвинули единого кандидата. Но к концу прошлого года стало понятно, что народные лидеры так просто не создаются, а объединение политических сил, представляющих интересы разных и весьма конфликтных между собой групп крупного капитала, – задача почти нереальная. План по выдвижению единого кандидата провалился.
Однако сам этот план был ошибочным. И это можно объяснить особенностями политической культуры, определёнными традициями оценки электората и его поведения. Политическая (да и экспертная) элита юго-востока привыкла видеть живущих здесь людей примерно так же, как их описывают и украинские националисты: пассивная «ватная» масса, не способная к демократии, самостоятельному политическому выбору. Якобы на этих землях необходимо, чтобы верхи договорились друг с другом и предоставили народу одного безальтернативного лидера, за которого все бросятся голосовать. Так вела себя «Партия регионов», так вели себя политики и до этого – советская, можно сказать, модель. Однако очень многое указывает на то, что она устарела, причём давно.
На самом деле в регионе велик запрос на альтернативы, на то, чтобы политики открыто соперничали за голоса граждан. Именно это может их отмобилизовать и привести к урнам. Игры в безальтернативного кандидата, предложенного народу от лица чиновничье-олигархического междусобойчика, вызывают лишь раздражение и неприятные ассоциации с «Партией регионов» и её столь же безальтернативным обманом избирателей.
Опасения, что различные кандидаты и партии будут отбирать друг у друга голоса, по сути, беспочвенны. Да, отчасти будут отбирать, но в целом привлекут тех избирателей, которые за «единого безальтернативного» голосовать не пошли бы. Более того – именно в ситуации реальной политической борьбы за голоса граждан возможно появление долгожданных ярких политических лидеров.
Череда предвыборных кампаний на Украине станет уникальным для постсоветской эпохи социально-политическим экспериментом. По его итогам получим ответ на вопрос, может ли русское по культуре население создать конкурентное политическое поле, сформировать работающую систему политических движений и партий. А результат будет значим и за пределами Украины.
Олег Неменский,
историк, публицист
Точка зрения авторов колонки
может не совпадать с позицией редакции