Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 мая 2015 г.
  4. № 21 (6510) (27.05.2015)
Библиосфера

Разгадать «вещь в себе»

27 мая 2015

Валерий Попов. Зощенко. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 523[5] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Малая серия). – 4000 экз.

Не так давно известнейшая молодогвардейская серия «Жизнь замечательных людей» принимала поздравления со 125-летним юбилеем. Эти книги давно и заслуженно любимы самой широкой читательской аудиторией. Они несут нам ценнейшую информацию, связанную с обстоятельствами жизни выдающихся личностей, встречают тёплый приём и редко залёживаются на прилавках. Новое издание – книга известного петербургского прозаика Валерия Попова о Михаиле Зощенко – соответствует этим требованиям и, несомненно, будет востребована самой широкой и взыскательной публикой.

И всё же вопросы и соображения, связанные с успешным издательским проектом, иногда возникают. Достаточную пищу для размышлений предоставляет и этот новенький аккуратный томик. В чём же тут дело?

То, что Валерий Попов – талантливый и профессиональный писатель, не подлежит сомнению. Личность знаменитого сатирика советской эпохи Зощенко, его сложная, богатая на повороты и изломы судьба тоже всегда вызывали у читателей неподдельный интерес. Однако при знакомстве с новинкой возникает сложное, двойственное чувство. Биограф обрушивает на нас потоки поистине любопытной информации, систематизирует массу фактов, наблюдений, мнений, а также текстов самого Зощенко. И тем не менее по прочтении не возникает цельного представления о предмете: полноценный и гармоничный литературный портрет, к сожалению, не сложился.

Думая о знаменитом человеке, мы хотим понять его характер, воспринять его личность и как путь, и как концепцию. И если первая составляющая Попову удалась, то сформулировать вторую он не захотел или не смог. Конечно, выстраивать концепцию – дело ответственное, ведь всегда найдутся желающие её опровергнуть. Но если уйти от этой задачи, то оппонентов будет немало: автор в каком-то смысле обманул наши ожидания. Так или иначе Зощенко остался для нас «вещью в себе».

Как представляется, автору жизнеописания не удалось ответить на основной, определяющий вопрос: так кем же был Зощенко – советским или несоветским писателем? Антисоветский подтекст исследования ощущается вполне отчётливо (и биографа в принципе можно понять: такова нынешняя мода). Но как быть с самим Зощенко? Ведь на разных этапах своей жизни он то приближался к властным и писательским структурам, непрерывно и обильно печатался, то подвергался гонениям и несправедливой зубодробительной критике (история с постановлением ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» и проч.). Выписывая культурный контекст советского времени, Валерий Попов, как говорится, лавирует и путается в показаниях. Касаясь поступков и творчества тех или иных деятелей, он то и дело пишет об их неподкупности и независимости, но на следующей странице вынужден признать, что они получили то квартиру, то звание, то премию, то категорию.

Важнейший аспект состоит в отрицательном отношении автора к советскому искусству вообще и к социалистическому реализму в частности. Валерий Попов об этих явлениях говорит сквозь зубы, мол, не было этого – всё сталинско-горьковские выдумки.

Как автор диссертации о судьбах русского реализма не могу не вспомнить эпизода защиты, когда другая специалистка по Зощенко – Мариэтта Чудакова – обрушилась на меня с литературоведческой бранью, настаивая на том, что не было никакого соцреализма. Получается парадокс, описанный в другой книге: что же это у вас чего ни хватишься, ничего нет? Но когда подходит очередной официальный праздник, на центральные телеканалы обрушивается лавина советских фильмов, спектаклей, музыки! А про что ещё показывать в долгие выходные дни? Про «улицы разбитых фонарей» и «бригадиров», что ли? Пришлось тогда напомнить также сюжет зощенковких «Приключений обезьяны». Там ведь налицо весь антураж советского быта: очередь, карточки, скидки, – это именно реализм, и именно социалистический!

Книга явно перегружена информацией. Многие факты любопытны и имеют отношение к теме, но их слишком много! Доходит дело до «Серапионовых братьев» – так всё приобретает вид культурологической монографии; касается разговор Первого съезда советских писателей – и повествование приобретает вид отчёта; рассказывается о поездке писателей на Беломорканал – биография наполняется избыточными публицистическими и идеологическими подробностями. А главное – совершенно невозможное количество цитат, множество целиком приводимых рассказов самого Зощенко, причём рассказов общеизвестных.

Автор постоянно допускает повторы – деталей, суждений, оценок. Такое объяснимо, если факты повторяются, скажем, в начале и в конце: можно расценить как приём. Но это происходит через несколько страниц. Возникает впечатление, что таким способом просто нагоняется объём.

Всё это делает книгу громоздкой, рыхлой, она теряет необходимую для изданий такого типа лёгкость и беглость – но ведь речь идёт о признанном мастере лаконичного жанра. И о малой серии «ЖЗЛ»! Автор чувствует эти нюансы и пытается оживить свой текст зощенковской стилистикой или щедрой раздачей титулов: «выдающийся, гениальный», но это мало помогает.

И вот тут хочется сказать о самом главном. Писать художественные биографии – особый дар, довольно редкое искусство, по крайней мере особый тип ремесла. Вспомним книги Д. Вейса, А. Перрюшо, И. Стоуна, С. Цвейга – они читаются на одном дыхании, почему и выдержали десятки переизданий. В нашей современной ситуации за это дело берутся все подряд. Народилась прослойка авторов, которые готовы на скорую руку накатать любое жизнеописание. В результате иногда получается откровенная халтура. Не отношу это к Валерию Попову: он не халтурщик, а писатель.

Отчасти тут виноваты и издатели: в погоне за конъюнктурой рынка, когда надо опередить конкурентов, они нередко делают предложение первому встречному. Заходишь в издательство, и происходит диалог: «А ты можешь написать о таком-то?» – «Нет». – «А о сяком?» – «Нет». – «А о ком можешь?» – «Да не хочу я!» – «Тебе что, деньги не нужны?» – «Нужны, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом»…

Как изменить этот порядок вещей? Честно говоря, не знаю. Но пока всё останется на своих местах, вместо радостного свидания мы часто будем испытывать разочарование. А так-то что… Жалко только Михаила Михайловича Зощенко с его искромётным юмором и трогательной грустной улыбкой…

Сергей КАЗНАЧЕЕВ

Тэги: Валерий Попов Зощенко
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дар останавливать мгновения

    03.08.2022
  • Победитель

    25.05.2022
  • Пир на границе тьмы

    30.03.2022
  • Слёт увлечённых

    02.03.2022
  • Учебник стоицизма

    23.02.2022
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Учебник стоицизма

    57 голосов
  • Мастер вблизи

    29 голосов
  • С грозным весельем в глазах

    26 голосов
  • Ахматовское царство

    25 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS