Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Литература Проза Литературный резерв

Разглядывая лица

Проза

16 августа 2023

Светлана Бурынина (Щербакова)

Родилась в 1990 году в Калуге. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького (семинар А.Е. Рекемчука). Публиковалась в литературных альманахах «Зерно» и «Территория творчества», в литературной газете «Истоки». Автор зина (любительского малотиражного независимого издания) «Плохие переводы» и сборника стихотворений «Чайник в снегу». Живёт в Подмосковье, в рабочем посёлке Лесной.

_______________________________________________________________________________

Каменный август

Поезд движется неощутимо. Мне в нём и плохо, и хорошо. Смотрю, как мельтешит зелень в окне, и будто мысли проясняются. Думается легко. Раньше всегда разглядывала лица пассажиров, любила изучать, придумывать их жизнь, а теперь совсем не хочется никого видеть, словно все лица уже увидены, все раскрыты.

Тревожно оттого, что двигаюсь не туда. Мне бы туда – а я оттуда.

Чем дальше от этого города, тем сиротливее мне. Тем неизбежнее движется что-то плохое, о чём можно было позабыть на время, не думать. Оно съест меня, как только опущу ногу на платформу.

Так много может в человеке поместиться разных жизней – и никаких загробных – все внутри. Еду. Океаны один за другим рождаются в моей голове, потом мельчают, сохнут, выбрасываю их, и всё сначала. Морями уже не мыслится. Научилась всё увеличивать, любая лужа рано или поздно становится моим океаном. И рыба в нём я.

Читаю. Буквы приятны глазам. Нахожу свою беду в беде героя. Жду совета в финале и не нахожу. Закрываю книгу и думаю о ней без конца.

Поезд шёл на полчаса дольше, чем нужно. Выхожу на платформу. Горячий воздух обрушивается на меня, душит. Словно я в другой стране – какая разная погода в двух близких городах.

Идти тяжело. Солнце донимает. И тяготит страх, что вот-вот проглотит меня провинциальная тягучая тоска и сдамся ей, что не хватит сил отбиться и на этот раз, сколько бы ни крепилась в дороге, я сорвусь, покачусь по затёртой горе и опять, там внизу, не вспомню, кто я и как мне спасти себя. Я записала всё в книгу. Там на полях есть рецепт, как мне быть. Открою его, прочту и снова оживу.

Кажется, асфальт поддаётся ногам, мнётся. Идти сложно, будто воздух разбух от тепла и мешает. Его нужно рубить рукой и расталкивать ногами. У меня на это совсем мало сил. Сажусь под дерево. Оно должно меня спрятать на некоторое время. Открываю книгу. Синие быстрые буквы завалены вправо, разобрать не сложно, но глаза жжёт от белой страницы. Словно она не хочет отдать мои же слова. Закрываю книгу.

Всё бесполезно. Дерево упирается в спину, но не выталкивает. Оно могло бы немного изогнуться, пустить меня к себе. Я бы, как приёмное дитя, вросла в него и всё поняла. Прошло бы немало лет, прежде чем дерево открылось бы мне, научило быть. Забрало бы камни из моего сердца, все до единого, заполнило бы пустоту ветвями, и кто знает, может быть, на них будут листья.

Зеркало

Мы собираемся в музей. Я протискиваю ногу в скрюченные, жёсткие после стирки колготки. Все стены залиты солнцем. В воздухе танцуют крохотные пылинки, словно волшебство. Форточка приоткрыта, нежно подёргивается тюль. Солнце пронизывает его, делает таким лёгким. Воскресенье.

Луч света дробится, проходя сквозь маленькие сеточные узоры, падает на мамину голову. Волосы её не прибраны. Мелкие кудри светятся от солнца. Мама откидывает прядь со лба. Лицо сосредоточенное, она заплетает Кире косу.

Прижимаюсь лбом к стеклу, ожидая своей очереди на заплетание. Вижу двор, переполненный до краёв светом. Небо чистое, ровное, как поле, и лишь одинокая труба коптит большими крутыми хлопьями. Коптит старательно, но ветер всё равно растаскивает её труды. Я вожу лбом по стеклу. Там внизу отец рядом с машиной, курит. Машу ему рукой, но он не видит.

Мы ехали недолго. Но укачало, и теперь у меня бледно-зелёное лицо. Кира смеётся и шутит, пытаясь меня приободрить. Мама осталась дома.

 Входим в арку. Впереди старое здание с белёсыми колоннами, обновлённое яркой краской.

Перед нами большая картина. Тёмная. Светятся три белых пятна: лицо женщины, уставшее, морщинистое, но доброе, кошка на одном колене и книга на другом. Три светлых места, создающих три точки, словно невидимый треугольник притаился посередине. В правой руке женщина держит ножичек, опущенный в раскрытую книгу. Отец спрашивает нас с Кирой, почему одна часть страниц такая вспухшая, потрёпанная, а другая нетронутая, тонкая. Мы думаем. Смотрительница музея, пожилая полная женщина, кружит рядом с нами, мягко улыбаясь и хитро прищуривая глаза. Она-то знает ответ, и ей не терпится. А я смотрю на картину, на эти топорщащиеся страницы, и мне очень хочется угадать, хочется сказать верно, чтобы удивить отца и опередить сестру.

Но ни я, ни она не догадываемся.

Медленно иду, скольжу по старым поющим полам. В углу зала стоит большое напольное зеркало. Зеркало из тех времён, о которых нам рассказывают на уроках истории. Витиеватая рама, припорошенная пылью. Это, видимо, такая старина, что все и трогать боятся. Оттуда на меня смотрит маленькая девчонка с длинной тугой косой на плече и пухом светлых кудряшек надо лбом. Смотрю на неё суровым взглядом. Смотрю из глубины, из взрослого своего нутра, а ответом – ребёнок – семилетняя девочка, которая слишком мала, что бы что-то понять. Мне обидно. Я хмурюсь. И она хмурится тоже.

Разглядываю пыльную гладь зеркала и пытаюсь представить, сколько людей смотрело в него. И жду, жду, что сейчас из-за моего плеча, из-за моей спины появятся лица. Мне не станет страшно. Я хочу их увидеть, зажмуриваю глаза, открываю, зажмуриваю снова, ничего не происходит. Ну, давай, зеркало, покажи, покажи мне, кого ты видело, кто смотрел в тебя мельком, кто подолгу стоял, кто такой же, как я.

Отец окликает меня.

Собравшись уйти, снова останавливаюсь. Если ты не хочешь мне показать, то запомни меня, зеркало. Я стою ровно, не двигаюсь, запоминай. Мы там, внутри, слепимся все слой на слой и станем плотнее, и кто-то сможет нас в тебе разглядеть.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS