Мэр Москвы: перевод культуры на коммерческие принципы неприемлем
На прошлой неделе состоялась ставшая в последнее время уже традиционно ежегодной встреча Юрия ЛУЖКОВА с представителями столичной творческой общественности. На этот раз она прошла в новом здании театра «Мастерская Петра Фоменко», строительство которого было завершено буквально накануне. Для широкого разговора с деятелями культуры, значительная часть которых театральные деятели – художественные руководители, главные режиссёры, директора, ведущие артисты, составляющие славу и гордость столичной сцены, театральные критики и журналисты, пишущие о проблемах культуры и искусства, – были приглашены также министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр СОКОЛОВ, председатель Московской городской думы Владимир ПЛАТОНОВ, первый заместитель мэра Москвы Людмила ШВЕЦОВА, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям МГД Евгений ГЕРАСИМОВ, генеральный директор телекомпании ТВ Центр Александр ПОНОМАРЁВ.
Встречу открыл руководитель Департамента культуры столичного правительства Сергей ХУДЯКОВ. Современная художественная жизнь Москвы отличается богатством и разнообразием, широкими возможностями для реализации самых разных творческих замыслов. Критика, театральная общественность, зрители высоко оценили немало ярких спектаклей последнего сезона. Широкий резонанс в этом году получили многие театральные фестивали, и особенно – Международный фестиваль им. А.П. Чехова.
Однако нельзя не сказать и о проблемах. Прежде всего это снижение художественного уровня спектаклей в ряде коллективов, недостаточный уровень профессионализма у многих молодых актёров, и главное – кризис процесса становления театральных лидеров. Некоторые столичные театры, олицетворявшие лучшее в режиссуре
XX века, в веке нынешнем чувствуют себя не очень уверенно, теряют зрителей.
Департамент культуры ведёт активную работу по сохранению и развитию лучших традиций отечественной сцены, обновлению репертуара театров, расширению зрительской аудитории. Это и известный всем проект «Открытая сцена», и заказ произведений на конкурсной основе, и совершенствование различных форм работы со зрителем. Не так давно правительством Москвы было принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодёжью» – программной концепции, определяющей стратегию департамента в этом направлении. По инициативе департамента и благодаря поддержке правительства Москвы открылись уникальные студии при «Мастерской Петра Фоменко» и при Театре им. А.С. Пушкина. Планируется создание необычного среднего специального учебного заведения-интерната при Театре-студии п/р Олега Табакова.
Мы продолжим расширение пространства свободных сценических площадок. В ближайшее время откроются после реконструкции две экспериментальные сцены: на Беговой и на Соколе. На всех фестивалях, смотрах и конкурсах, проводимых под эгидой департамента, будут предусмотрены специальные номинации для молодёжи всех театральных профессий, включая драматургию и театральную критику. Департамент намерен шире использовать государственный заказ для молодых драматургов, проводить для них семинары, поддерживать издания, специализирующиеся на молодой драматургии.
В огромной степени сохранение и развитие репертуарного театра, воспитание его будущего зрителя зависит от работы с детской и юношеской аудиторией.
Более десяти лет департамент сотрудничает с театрами и концертными организациями, школами и родителями в рамках программы правительства Москвы по организации бесплатного посещения культурных учреждений города учащимися общеобразовательных школ. В 2007 году по этой программе их посетили более 700 тысяч ребят, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году.
2008 год объявлен в России Годом семьи. Большую роль в возрождении семейных ценностей играет художественная культура. В программу Года семьи нами включёны специальный конкурс на лучшую пьесу, посвящённую проблемам семьи, расширение акции «Всей семьёй в театр» и многое другое. Уже в этом году мы готовы к распространению льготных абонементов на посещение театров и концертных организаций для многодетных и малообеспеченных семей.
В этом году правительством города принята программа «Культура Москвы 2008–2010 гг.». В частности, она предусматривает введение показателей, характеризующих эффективность работы творческих коллективов. Департамент культуры совместно со специалистами в области театрального искусства разрабатывает критерии оценок с учётом особенностей жанров, технических условий, специфики самих театров, которые мы планируем ввести в договорные отношения с театрами в качестве обязательства наших творческих коллективов перед налогоплательщиками.
Только за последние три года в основном благодаря вводу новых сценических площадок и модернизации старых вместимость залов системы департамента выросла на четверть. Наша с вами задача – обеспечить их максимально эффективное использование. Грустно видеть в театрах пустующие кресла. Из восьмидесяти шести московских театров в двадцати двух заполняемость зала не превышает 50 процентов. Конечно, эта ситуация в разных залах имеет разные причины – от места расположения театра до творческого кризиса, который переживают в определённые периоды все театральные организмы. Но такое положение не может не тревожить. В некоторых театрах сложилось мнение, что можно вообще работать не на зрителя, а на себя.
Программа предусматривает и решение многих социальных задач, в частности – доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями. На сегодня полностью или частично приспособлены для инвалидов 126 объектов. Стоимость работ составила около 240 млн. рублей. В этом году проводится мониторинг ещё более ста учреждений культуры.
Актуальной проблемой является и продажа билетов. Новые формы работы, внедряемые Дирекцией театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс, позволили оперативно и целенаправленно распространять не только билеты, но и информацию о театрах. Сегодня в автоматизированной системе продажи билетов одновременно доступна информация о более чем 3000 мероприятий.
Не могу не сказать о проблеме, которая волнует всех нас уже на протяжении нескольких лет. В январе вступил в силу закон об автономных учреждениях. Не без вашего участия, уважаемые коллеги, и участия правительства Москвы он сейчас не вызывает уже такого негативного восприятия. Учреждения культуры с внебюджетным финансированием проявляют к закону понятный интерес, но многие деятели культуры всё ещё обеспокоены судьбой отечественного театра, которому может грозить коммерциализация, а посвятившим ему жизнь людям – утрата социальной защищённости.
В конце октября в правительстве Москвы обсуждался вопрос о совершенствовании управления государственными учреждениями города. Думаю, что мы все должны поблагодарить Юрия Михайловича Лужкова за твёрдую позицию: коммерциализация социальной сферы опасна, особенно при непродуманных и поспешных шагах по переводу учреждений культуры на автономию. Этот переход возможен только при наличии соответствующих гарантий. Творческий коллектив должен быть защищён от рейдерства и даже возможной недобросовестности отдельных руководителей. В Москве никакой кампании по переводу организаций в автономные учреждения не будет!
Анатолий СМЕЛЯНСКИЙ, ректор школы-студии МХТ, тоже поднял в своём выступлении тему перехода к автономии. Сам закон, с его точки зрения, «выглядит вполне прилично», но, пока не все подзаконные акты приняты, «есть опасение, что они аннигилируют сам закон, дающий вожделенные свободы».
Вторая проблема, волнующая его как ректора солидного учебного заведения, – это ситуация с высшим образованием, точнее, переход на двухуровневое обучение, который «бьёт по сложившейся системе получения образования в творческих вузах. Получается, что все наши выпускники, в том числе и выдающиеся актёры, – всего-навсего недоучившиеся специалисты!». Да, на Западе их этому учат шесть лет и дают степень магистра. «Но наших студентов учить ещё два года не имеет никакого смысла: это напрасная трата времени и денег. И если Гарвард, занимающий первое место в разнообразных рейтингах, отправляет своих студентов для получения степени магистра of fine arts к нам, в Школу-студию МХТ, то, значит, и наших четырёх лет вполне достаточно».
Художественный руководитель театра «Практика» Эдуард БОЯКОВ в начале своей речи признал, что во многих театрах идут хорошие спектакли для детей. Но тут же перешёл к полемическому заострению: «Я хочу спросить присутствующих тут режиссёров: когда вы сами были на таком спектакле в чужом театре; а у актёров – когда вы сами выходили на сцену в таком спектакле?» Поставив риторический вопрос: «Какого зрителя мы хотим воспитать?», выступающий обозначил далее свой взгляд на проблему. По его мнению, «нужна комплексная программа, в разработке которой должны принимать участие не только режиссёры, драматурги, но и социологи, культурологи, психологи, экономисты; должно быть особое внимание театру, где играют сами дети». А в финале посетовал на то, что «молодым драматургам невыгодно писать для театра, они уходят либо в рекламу, либо в сериалы на ТВ. А большинству режиссёров легче ещё раз поставить классику, чем рисковать с современной драматургией». И выдвинул идею: попросить написать пьесу для детей Акунина, Улицкую, Гришковца или Пелевина.
По мнению Валерия ШАДРИНА, возглавляемый им Международный театральный фестиваль имени Чехова за пятнадцать лет существования «по уровню уже обошёл и Авиньонский, и Эдинбургский». Напомнив о грядущем в 2010 году 150-летии со дня рождения писателя и сообщив, что приуроченный к нему фестиваль будет посвящён проблеме современного видения творческого наследия великого драматурга, он предложил начать подготовку к юбилею заблаговременно.
Главный дирижёр московского симфонического оркестра «Русская филармония» Максим ФЕДОТОВ поднял больной для большинства музыкантов вопрос о зарплатах, сравнив положение федеральных оркестров, получивших в своё время гранты, с оркестрами муниципальными, которые вынуждены выживать на свой страх и риск.
Марк ГУРВИЧ, директор Театра им. Ермоловой, председатель Совета директоров театров при Комитете по культуре правительства Москвы, заметил, что «в программе на 2008–2010 гг. нет ни слова о законе об автономных учреждениях, и это симптоматично». По его мнению, существует масса технологических причин, осложняющих переход к автономии, но социальные причины гораздо серьёзнее. «Повышение цен на билеты неминуемо приведёт к потере главной части зрительской аудитории, которую составляют ИТР, пенсионеры, студенты, ибо очень сомнительно, что у театра со зрителем могут установиться рыночные отношения». Театр им. Ермоловой принял активное участие в программе «Всей семьёй в театр». «Когда школьники идут в театр целым классом – это, конечно, хорошо, но обсуждения, как правило, не получается. А вот с родителями – совсем другое дело», – заметил выступающий. Год ребёнка заканчивается, «но хорошо бы, чтобы программа имела продолжение. Тем более что 2008-й объявлен Годом семьи».
Художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ обратил внимание присутствующих на «за- или предпенсионный возраст» нашей «основной» режиссуры. Так, замечательный, по его мнению, проект «Открытая сцена» слегка зависает, поскольку в экспертном совете нет молодых людей. А из десяти студентов-режиссёров его выпускного курса в РАТИ «пятеро уже работают на телевидении, а остальные не хотят быть штатными режиссёрами в московских театрах». Больной темой назвал глава «Школы» взаимоотношения репертуарного театра и антрепризы: «Все кассы в городе завешаны антрепризной рекламой, а не спектаклей репертуарных театров. Когда спрашиваешь, где можно увидеть известного актёра, то в первую очередь кассир предлагает антрепризу, а не спектакли тех театров, где этот актёр состоит в штате».
Инара ШЕРАЛИЕВА, шеф-редактор телеканала «Культура», подчеркнув, что сделанное в области детского театра за последнее время – «это настоящий прорыв», задалась вопросом: будет ли возможность использовать полученный опыт? «У нас детскими считаются спектакли для ребят 7–11 лет, а на Западе есть спектакли и для полуторагодовалых. Ранние методики развития распространяются и на сферу театра. Но самый сложный возраст – это 12–14 лет. Эти, скорее, пойдут в кино, чем в театр. И пусть «Гарри Поттер» будет самым большим злом из того, что они там увидят», – заявила представитель «Культуры», посетовав, что современной драматургии для поколения тех, кому компьютерная мышка служит продолжением руки, действительно мало, а на классику они не всегда попадают, поскольку на вечерние спектакли дети до
16 лет по правилам не допускаются. «Но «Сирано» или «Горе от ума», увиденные вечером во взрослом зале, могут существенно повлиять на ребёнка и помочь ему разобраться во многих проблемах».
Елена КАМБУРОВА неожиданно, но отнюдь не неуместно подняла проблему, напрямую с театром не связанную: «Лицо города – не только театры, музеи и выставочные залы. Это и уважение к личности – детям, старикам, инвалидам. И к бездомным животным. Это шаг на пути нравственного преображения общества». Она обратилась к городским властям с просьбой не препятствовать москвичам, которые на свой страх и риск кормят и обогревают бездомных животных в суровые холода.
Главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег ПИВОВАРОВ обрушился на жёлтую прессу, а равно и на «бесов и бесенят от критики», для которых нет ничего святого, приведя в качестве аргумента статью, посвящённую юбилею Олега Ефремова, изобиловавшую оскорбительными эскападами. Задав вполне закономерный вопрос: «А нужна ли такая критика?», – он закончил свою речь пламенным призывом: «Профессиональные критики, объединяйтесь!»
Начав с риторического вопроса «Что важнее – экономика или культура?», художественный руководитель театра «Модернъ» Светлана ВРАГОВА заявила, что «закон об автономии – от лукавого» и что нельзя ставить театр туда, «где баня, парикмахерская и прачечная». Альтернатива представляется режиссёру довольно мрачной: если оставаться в бюджете, то придётся отдавать всё заработанное в бюджет, а если уходить в автономию, то вообще неизвестно, где окажешься.
Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр СОКОЛОВ в своём выступлении постарался в той или иной степени затронуть проблемы, поднятые выступавшими на встрече деятелями культуры:
– То, что мы инвестируем в культуру, мы инвестируем в будущее нашей страны. И речь тут идёт не только о деньгах. Начну с проблемы высшего театрального образования. Упоминавшийся тут Болонский процесс шёл много лет. Но ни разу министры образования европейских стран не пригласили на свои совещания министров культуры. Изначально этот процесс был ориентирован на точные науки, но никоим образом не на творческие специальности. Мы получили ситуацию сложную, но поправимую. Да, сегодня отечественная система образования в области театра находится под угрозой. Прежде всего потому, что лежащий в её основе принцип непрерывного образования невнятен для тех, кто предлагает нам Болонскую систему.
Ситуация осложняется тем, что Министерство образования и науки отказывается рассматривать наши доводы. Тем не менее нам удалось добиться создания рабочей группы по художественному образованию, сопредседателями которой являются г-н Фурсенко и ваш покорный слуга. Из проблемы двухуровневого образования есть выход, причём выход, лежащий в самой системе Болонского процесса: там есть категория интегрированного образования, предполагающая те принципы, на которых зиждется наша традиционная система обучения театральным специальностям.
Систему грантов часто представляют как большое достижение. Но это можно считать достижением только на фоне тех потребностей, которые не реализуются иным образом. Система грантов, существующая с 2001 года, подхватила на критическом рубеже ведущие коллективы: консерватории Москвы и Петербурга, три симфонических оркестра, Мариинский и Большой театры. Это был период, когда все уезжали за рубеж, вынужденно отрывая от сердца свою работу. И только нужда, возведённая в добродетель, позволила сохранить эти коллективы. Эта тенденция получила развитие, и следующая серия президентских грантов была тоже очень востребована, поскольку мы вдогонку вспомнили о народных коллективах, таких, как ансамбли Моисеева и «Берёзка», хор Пятницкого, оркестр Осипова. Мы очень вовремя сделали следующий шаг и спасли эти коллективы.
Третья серия вам хорошо известна: это ведущие театральные коллективы и, что очень важно, их высшие художественно-образовательные заведения. Однако эти меры не исчерпывают проблему, а влекут за собой её обострение. Что значит выделить три оркестра? Это значит поставить на грань исчезновения другие. Об этом сегодня говорил Максим Федотов. Нам очень долго пришлось убеждать правительство в том, что помимо президентских грантов (они тоже не бесконечны) оно должно учредить и свои. Так появились эти восемь симфонических оркестров, получившие правительственные гранты. Но возникает ещё один этап: симфоническим оркестрам поддержка оказана, но начинают разваливаться камерные и духовые, а именно туда идут молодые музыканты, которым сложно сразу попасть в прославленный большой оркестр.
Не менее существенным подспорьем являются премии. Например, премия Фёдора Волкова, присуждаемая только провинциальным театрам, что очень важно. Или премия Сергея Образцова для кукольных театров, которые были совершенно выпущены из внимания.
Но самое главное – мы сейчас пробуем то ли горячую, то ли холодную воду рынка. И тут возникает страшный тезис, который становится постулатом (тезис доказывать надо, а постулат вменяется, что называется, в обязанность) – слово, которое и выговорить трудно, – разгосударствление. Что это такое? Чем больше укореняется рынок, тем меньше ответственность государства, тем больше оно уходит в сторону, что страшно своими последствиями. Потому что должно быть всё наоборот: чем больше укореняется рынок, тем больше потребность в компенсаторной функции государства, тем больше оно должно обращать внимание на те зоны, где рынок работать не будет, куда он не пойдёт или даже постарается затоптать это место, чтобы использовать его в других целях.
Поэтому наша новая политика должна исходить из того, что государство – не меценат и не благотворитель, время от времени дающий некие преференции. Государство должно осознать себя как инвестор, как структуру, вкладывающую деньги с полным пониманием того, что сиюминутной отдачи не будет, что это – отложенный результат. Но таким образом будут воспитываться будущие зрители и слушатели, будущие творческие кадры и – даже берём шире – люди с потенциалом, которым будет под силу реализовать все эти амбициозные макроэкономические планы, о которых сегодня столько говорится. Только таким путём возможно существенно изменить имеющуюся ситуацию.
И это не очередной национальный проект. Национальный проект – это тоже затыкание дыр. Когда дыра очевидна, как, например, жилищное строительство или здраво-
охранение, то национальный проект позволяет эту дыру как-то залатать. Но культура – проблема совершенно другого уровня. Она покрывает все национальные проекты, вместе взятые, и возвышается над ними, потому что они зависят от неё, а не наоборот.
Почему я так благодарен Юрию Михайловичу? Потому что мы с ним раз за разом объединяем усилия, опережая события. Ведь формально мы можем финансировать только федеральные учреждения, а Юрий Михайлович только свои – городские. Но это политик, который идёт дальше и видит перспективу: успешность наших действий по защите нашего национального культурного достояния – в преодолении пресловутых межведомственных барьеров.
По традиции в завершение встречи слово взял мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ:
– Мне очень приятно, что собрались мы в новом здании «Мастерской Петра Фоменко». Этот театр – наша давняя задолженность перед Петром Наумовичем. Мне кажется, что большинству присутствующих театр понравился. Так что давайте все вместе пожелаем Петру Наумовичу скорейшего выздоровления, а его театру – чтобы здесь также не было свободных мест, как и в старом помещении.
После блистательного выступления Сергея Ильича Худякова и рассказывать особо нечего. Дела идут хоть и с неясно выраженными тенденциями, но в целом положительно. Самый важный вопрос, волнующий всех, касается тех обстоятельств, которые могут сильно осложнить работу наших театров и других учреждений культуры. Многие проблемы уже решены, но сейчас мы с вами на пороге новых испытаний.
Национальный проект в области культуры не просто нужен, а абсолютно необходим. Это не только деньги, это – консолидация общества и вокруг проблем, и вокруг того вклада, который культура вносит в процесс развития и становления общества.
К сожалению, те решения, которые приняты у нас на государственном уровне по вопросам автономных организаций, разгосударствления, по вопросам контрактов, конкурсов и тендеров в области культуры, опасны и неправильны. Когда мы говорим о рыночном государстве, о принципах рыночной экономики, мы не должны забывать, что далеко не все эти принципы реализованы в нашей стране в полной мере.
Автономность организаций предполагает их самостоятельное плавание, самостоятельное финансирование на основе коммерциализации деятельности. Но перевод на коммерческие принципы нашей культуры совершенно неприемлем. На Западе объекты культуры функционируют по другим принципам. Такого потенциала репертуарного театра нет нигде в мире. А репертуарный театр, как никакой другой, требует государственной поддержки. И говорить о том, что мы должны в этом троянском коне «въехать» в полную коммерциализацию культуры, недопустимо ни сегодня, ни завтра.
Кто сегодня ходит в театр? Культурная часть общества, уровень оплаты труда которой оставляет желать лучшего, и пенсионеры. Это не та ситуация, чтобы можно было говорить о полном переходе театров на самообеспечение. Так что разгосударствления и размуниципализации учреждений культуры в Москве не будет!
В 2007 году на поддержку театров мы направили 11 миллиардов рублей. В 2008 году эта цифра составит 15 миллиардов, то есть почти в полтора раза больше. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы учреждения культуры могли и дальше развивать свой потенциал.
Тут много говорили об оплате труда работников культуры. Заработная плата в этой сфере должна формироваться не за счёт грантов. Мы не будем играть в эту игру, мы просто увеличим средний уровень оплаты труда. В 2008 году зарплаты работников культуры столицы вырастут на 45 процентов. Особое внимание будет уделено оплате труда в московских музыкальных коллективах. Они были в положении ещё худшем, чем наши театры. Они были брошены и никому не нужны в течение чуть не десяти лет. Мы установим нашим городским музыкальным коллективам зарплату, увеличив её на коэффициент 2,5.
Отдельно хочу остановиться на проблеме контрактов, тендеров и конкурсов. Не буду вдаваться в детали, но когда речь идёт о творческих вопросах, всё это сковывает свободу театра, ставит его в жёсткие рамки. Тендеры и конкурсы нужны, когда речь идёт о решении хозяйственных задач – заказе осветительной или звуковой аппаратуры и т.д. Но какие могут быть конкурсы в творческой сфере, которая и является объектом защищаемой нами свободы? Эта свобода состоялась, и мы не можем допустить её ограничений. Маленькие ограничения влекут за собой большие, а потом мы с вами увидим социализм и коммунизм.
Среди насущных проблем нельзя не упомянуть расширение детского репертуара во взрослых театрах и увеличение количества детских сцен. Мы готовы увеличить субсидирование городом детских спектаклей. Такие возможности у нас есть. Если мы ребёнка не пригласим в театр, не откроем ему сокровища мировой культуры, то каким же человеком он вырастет?
Мы активно ведём строительство и реконструкцию старых театров. Ежегодно мы планируем вводить в эксплуатацию три-четыре здания, причём речь идёт не только о театрах в центре города, но и о новых театрах в так называемых спальных районах. При этом хочу обратиться с просьбой к руководителям театров о создании в каждом из них достойных условий для инвалидов. Права была Елена Камбурова: отношение к инвалидам – это лицо нации.
Очень важен для нас и проект «Открытая сцена». Ограничивать количество сцен нельзя ни в коем случае! Свободные площадки – это то место, где может пробовать свои силы одарённая молодёжь, те, кого надо вовремя заметить и дать возможность для дальнейшего развития и совершенствования на профессиональной сцене в самых разных ипостасях.
Одним словом, задач перед нами стоит немало, но я уверен, что совместными усилиями мы с ними обязательно справимся.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ничего не вижу, ничего не слышу?..
Так получилось, что во время встречи с мэром сидел я неподалёку от Эдуарда Боякова. Закончив своё темпераментное выступление (в котором, кстати сказать, было немало интересных мыслей), он вернулся на своё место и сразу же с головой погрузился в чтение какого-то журнала. А когда сидящий рядом господин попытался уточнить у него плохо расслышанную фразу следующего оратора, Эдуард Владиславович простодушно объяснил, что не слушает. А потом и вовсе ушёл, не дождавшись ни выступления министра культуры, ни речи самого Лужкова.
На первый взгляд – ну и что? Пустяк! Торопился человек, скажем, на репетицию. Может, и торопился. Но, по-моему, это не пустяк. Это симптом болезни, распространённой среди столичных «творцов». И заключается она в каком-то тинейджерском эгоцентризме, доходящем до глухоты, до нежелания даже слышать, воспринимать иные точки зрения на художественный процесс и социальные реалии.
С властью же и того проще. Я от неё потребую, всё что мне надо, а какие проблемы у неё, у власти, мне наплевать. Вот такая, извините, чтобы не сказать дурного слова, «бояковщина».
И более того: когда мэр Москвы взял наконец слово, то даже он обратил своё внимание на некоторую рассеянность внимания присутствующих. То ли наши мэтры привыкли решать все вопросы с властью, так сказать, в рабочем порядке, то ли творческий процесс идёт у них в режиме нон-стоп и выключить его на время официального мероприятия они просто не в состоянии... Что здесь ближе к истине, судить не берусь.
Наблюдал и удивлялся