Актёрские мемуары – жанр особый. В них быль и байка перемешаны так, что порой сам автор не в состоянии определить, где заканчивается симпатичный вымысел и начинается самая что ни на есть сущая правда. В этом смысле книга Ольги Аросевой меньше всего похожа на актёрскую. Изначально Ольга Александровна вообще собиралась писать не о себе в театре и даже не о театре в себе, а о своём отце – Александре Аросеве.
Один из руководителей штурма Московского Кремля, он принимал активное участие в создании первых частей Красной Армии, затем посвятил себя дипломатической службе и, как и многие, сгинул в 37-м в подвалах Лубянки. Ходили слухи, что он, блестяще владевший французским, слишком вольно переводил беседы Сталина с Роменом Ролланом, приехавшим посмотреть на Советскую Россию. Впрочем, разве нужна была «отцу народов» какая бы то ни была причина для того, чтобы сжить человека со свету!
Маленькой Оле было тогда всего двенадцать. Настоящая «папина дочка» (после разрыва с женой Александр Яковлевич сам воспитывал троих дочерей), писала Сталину, с которым случайно познакомилась на праздничном параде, обращалась за помощью в Молотову, с которым отец дружил с детства… Всё было напрасно. Но страстное желание восстановить честное имя отца, рассказать, каким он был на самом деле, не иссякло с годами. И когда спустя тридцать лет в её руках оказались чудом уцелевшие дневники отца, родилась идея опубликовать их. Только кто бы тогда это позволил! Выдержкам из отцовских дневников Ольга Александровна посвятила отдельную главу. Читать их страшно… Но – необходимо. Хотя бы для того, чтобы ещё раз убедиться – нельзя ту эпоху укладывать в жёсткие рамки, деля живших в ней только на «плохих» и «хороших».
Но ограничиться рассказом об отце не получилось. Так сложилось, что после его исчезновения в жизни Ольги Аросевой постоянно появлялись замечательные люди, не рассказать о которых было просто невозможно. Так появились главы о художнике Николае Ромадине, восхитительные пейзажи которого советское правительство продавало на валюту за рубеж, о Николае Акимове – главном режиссёре в творческой судьбе актрисы, о драматурге Алексее Арбузове, чувство к которому было самым сильным и самым красивым в её жизни (таких писем теперь женщинам не пишут, а возможно, так уже и вообще не любят). Татьяна Пельтцер и Елена Юнгер, Галина Волчек и Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Евгений Весник, Борис Рунге, Козинцев, Рязанов, Полока – вот герои воспоминаний Ольги Аросевой. Даже вспоминая о всенародно любимой пани Монике из совершенно уникального для советских времён «Кабачка «13 стульев» (15 лет в эфире – даже американцы приезжали изучать сей феномен!), о себе она упоминает только тогда, когда без этого уж никак не обойтись.
Книга, которую возьмёт в руки читатель, – переиздание, чему можно только радоваться. Впервые она была опубликована десять лет назад и очень быстро стала редкостью. С тех пор многое изменилось и в стране, и в жизни самой актрисы. Но она не стала в ней ничего менять. Дописала только короткий эпилог, в котором, несмотря ни на что, оптимизма больше, чем горечи. Так вместо задуманной когда-то книги об отце получилась, по собственному признанию Ольги Александровны, книга о жизни, которая продолжается.