Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 октября 2014 г.
  4. № 39 (6481) (08.10.2014)

Разговор в учительской

08 октября 2014

День учителя всегда проигрывал Дню знаний по части внимания со стороны телевидения. Начало учебного года ещё с советских времён было принято отмечать приуроченными к 1 сентября фильмами и передачами. В какой-то год больше, в какой-то – меньше. А вот передач и фильмов к Дню учителя не припоминаю. Большинство каналов в этом году не стали изменять традиции, исключение составил канал «Культура», решивший всё-таки напомнить телезрителям о том, что у учителей есть свой профессиональный праздник. Фильмы, художественные и документальные, от советской киноклассики («Доживём до понедельника», «Розыгрыш» и другие) до собственного цикла, разрабатываемого каналом на протяжении нескольких лет («Ищу учителя»), шли всю неделю. В итоге получился своеобразный диалог поколений, разговор в учительской. Знакомые учителя из художественной киноклассики говорят о школьных проблемах с нынешними звёздами педагогики. Два взгляда на учеников, школу, учительское дело из прошлого и настоящего. Общий вопрос, как в «Дневнике директора школы»: «И на это ты ухлопал свою жизнь?»

С высоты прожитых лет, сквозь призму нынешних школьных проблем многое видится по-другому. Голоса благородных трибунов прогрессивной педагогики тускнеют, сливаются с нынешними суждениями педагогов-новаторов, в которых видишь практическое осуществление экранных образов. Неожиданно начинаешь прислушиваться к скупым репликам тех, кого раньше воспринимал как ретроградов от педагогики. Невольно чувствуешь трагическую правду педагогического консерватизма, правоту тех, кого когда-то на заре образовательных реформ не слышал и не хотел слушать.

«Дети – это ангелы», – говорит Александр Тубельский («Ищу учителя»).

«Не давайте садиться им себе на голову. Держите дистанцию! Чтоб не плакать потом», – возражает учитель истории Мельников («Доживём до понедельника»).

«Верит не в воспитание, а в воспитателя, то есть в себя, что может сотворить чудо одним только доверием, пониманием, терпением», – характеризует гуманистический педагогический стиль героини Купченко («Чужие письма») завуч школы.

И в самом деле, не самоуверенно ли? Не на этом ли пренебрежении воспитанием спотыкаемся последние годы?

В цикле «Ищу учителя» как раз представлена эта наивная вера в учителя, в то, что дайте 40 000 учителей, и школа преобразится. О воспитании между делом, об организации школьного дела только в логике «не мешайте учителям».

Но разве в учителях дело? Дело в системе. Между противниками и сторонниками нынешних реформ в образовании странное родство – вера в учителя, который вытянет на себе весь воз школьных проблем. Не много ли навалили? Свезут ли?

Сравнивая образы учителей из советских кинокартин и нынешних, именитых педагогов из «Ищу учителя», всё равно симпатизируешь тем, вымышленным. Герои Борисова, Саввиной («Дневник директора школы»), Тихонова («Доживём до понедельника»), Ханаевой («Розыгрыш») не обладают такими методическими познаниями, как Ямбург и Шаталов, не создали своей методы, не создали своей школы, но в них ощутимо человеческое начало, говорящее нам о том, что перед нами не просто педагог-новатор, но именно – учитель.

Может быть, в этом всё дело. В том, что они ощущали себя школьными учителями, а не создателями своей школы. Чувствовали себя теми, кто каждый день занимается не «творчеством», а идёт на работу, совершать труд, возложенный на них обществом и страной. Идут не пленять и вести за собой, а доказывать, казалось бы, очевидное, право стоять у доски. Кому? Всем, каждому.

В «Ищу учителя» уже совсем не то. Вместо преподавателей обычной массовой школы – вестники катакомбной педагогики. И было бы понятно и простительно, отчего она катакомбна (не то общество, не те времена), если бы уже не подозрительное цепляние именно за свою школу, если бы не очевидная, нарочитая невоспроизводимость её в массовом масштабе, если бы не подпирающая всё это образовательная философия от научного редактора журнала «Эксперт» Александра Привалова: «Массовая школа должна быть хотя бы сносной».

Два взгляда, два подхода: мечта об идеальной массовой школе, с воспитанием и с лучшими учителями в старых фильмах – с одной стороны, стремление к своей одиноко от общества стоящей школе, с убеждением, что массовое может быть только сносным, – с другой. Пища для размышлений богатая. Где здесь, в самом деле, искомый учитель? Кто он? Тот, кто растворяется в любимом деле, или тот, кто подминает и корёжит дело образования под себя, под своё видение, под свою прихоть?

И ещё один вопрос: там ли ищут учителя?

Может, каналу «Культура» лучше вести поиски не среди тех, кто идёт по своей прихоти новаторскими тропами, а среди тех, кто работает в обычной школе, стоит у обычной доски, учит каждый день самых обыкновенных ребят по самым типовым учебникам и программам. Может, лучше прийти к ним, уставшим, изнемогшим нашим учителям, и поговорить по душам в обычной учительской? Ведь Диоген, с которым отождествили себя авторы цикла «Ищу учителя», искал человека не во дворцах, а на улицах и базарах.

Борис НИКИТИН

Тэги: Канал Культура
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Открытая книга» для Максима Замшева

    25.02.2021
  • Загадка подвига

    15.05.2019
  • Нескучная Сати и великий танцовщик

    27.09.2017
  • Фермопилы спартанцев полковника Карягина

    21.06.2017
  • История наших предков, какой нам Карамзин её дал

    08.06.2016
  • Загадка подвига

    40 голосов
  • Фермопилы спартанцев полковника Карягина

    36 голосов
  • Конец критики?

    33 голосов
  • Нескучная Сати и великий танцовщик

    33 голосов
  • Роли маленькие, а человек большой

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS