Да, так и есть: книги о писателях – и не только биографии – довольно устойчивый тренд, как и книги о читателях. Как правильно читать, как меняется восприятие прочитанного и может ли литература изменить жизнь (заветная мечта всякого писателя) – на эти темы в последнюю пару месяцев вышли довольно познавательные книжки.
Леонид Клейн. Бесполезная классика. Почему художественная литература лучше учебников по управлению. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 216 с. – 2000 экз.
Идея замечательная – представить русскую классическую литературу как коллективный учебник по управлению и показать, что внимательное чтение классики даёт куда больше живых примеров поведения в сложных ситуациях. Не так давно выходила книга Елены Чирковой «От золотого тельца к «Золотому телёнку», где сюжеты русской классики рассматривались через призму экономических отношений (за сколько было продано имение в «Вишнёвом саде», как городничий и его администрация в «Ревизоре» пилят бюджет), но книга Леонида Клейна предлагает более живой подход, потому что здесь не деньги считают, а рассматривают конкретные истории с точки зрения управленческой науки. Клейн представляет знаменитый рассказ «Левша» как развёрнутый бизнес-план – и получается, что миссия тульского мастера Левши, отправившегося в Англию за технологическими секретами, была изначально обречена на провал. Потому что Левша не знал математики, а из всех образовательных ресурсов имел при себе псалтырь и сонник. А Глеб Капустин из рассказа Шукшина «Срезал» объявляется первым в отечественной литературе образом тролля, использующего приёмы «коммуникационного кун-фу». И автор, тщательно изучив поведение героев рассказа, не забывает дать пару полезных советов, как вести себя с троллями и манипуляторами: прежде всего необходимо уважать собеседника и не забывать о самоиронии, что выбивает у противника главное оружие – намерение вас обидеть. В качестве примеров Леонид Клейн обращается не только к литературной классике, используя и американскую кинокартину «12 разгневанных мужчин», и фильмы Эльдара Рязанова, но всё же именно его «разборы полётов» с привлечением в качестве бизнес-коучей Гоголя, Достоевского и Лескова показались мне наиболее убедительными.
Михаил Хлебников. Большая чи(с)тка: эссе. – СПб.: Лимбус Пресс; ООО «Издательство К. Тублина», 2021. – 360 с. – 500 экз.
Прекрасная книжная серия «Инстанция вкуса» питерского издательства «Лимбус Пресс» известна тем, что в серии издаётся одна книга в год, иногда две, – но это именно те книги, которые определяют «инстанцию вкуса», критерии современной литературной критики (раньше в серии выходили книги Татьяны Москвиной, Александра Секацкого, Фигль-Мигля, Дмитрия Быкова). Сборник эссе новосибирского литературного критика и культуролога Михаила Хлебникова для этой книжной серии – выбор точный. Хлебников, как мне видится, умеет читать структурированно, выделять главное, раскладывать по полочкам достоинства и недостатки. Поэтому и пишет не о литературе «вообще», а устраивает разбор конкретных произведений: какие приёмы использовал автор, насколько они эффективны или бесполезны; словом, разбирает модный роман как автомат Калашникова, и первый сборник его критических текстов читать, скажу я вам, упоительно. У Михаила Хлебникова есть собственная система эстетических и литературных критериев, он занимается именно разбором текста – причём это разбор, который понятен мне как рядовому читателю, который может не знать, что такое «арка персонажа» или «нарративный источник». Хлебников пишет дельно, чётко, а ещё местами изумительно смешно, и это достоинство его книги я бы поставил на первое место. Обсуждать книги так и надо – без унылого наукообразия, с хорошим чувством юмора.
Шон Байтелл. Семь типов людей, которых можно встретить в книжном магазине / пер. с англ. И.В. Никитиной. – М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2021. – 128 с. – 5000 экз.
Не может быть, чтобы вы ни разу не слышали имени Шона Байтелла. Этот человек 20 лет назад открыл книжный магазин на собственные средства, поработал, покрутился, посмотрел, каково оно, в книжном-то бизнесе, – а потом принялся писать об этом. Первая книга «Записки книготорговца» стала бестселлером, почти сразу вышло продолжение «Дневник книготорговца». Произведения Байтелла – редкая возможность заглянуть за прилавок книжного магазина и понять, что за люди сегодня занимаются таким гиблым, по мнению многих, делом. А в новой книге Шон Байтелл решил рассказать о тех, кто по другую сторону прилавка, то есть о нас, покупателях и посетителях книжных магазинов. Подобно учёному Линнею, он составил собственную классификацию. Оказывается, посетители книжных представляют собой весьма пёстрый народ: среди них (среди нас) встречаются, например, такие уникумы, как охотники за книгами о Джеке Потрошителе, потребители комиксов о конкретном супергерое, члены тайной секты любителей пособий по рукоделию или, например, ценители эротической литературы, которые могут часами рассматривать любимые книги, но почему-то уходят из магазина, не купив их...
Уильям Дерезевиц. Экономика творчества в ХХI веке. Как писателям, художникам, музыкантам и другим творцам зарабатывать на жизнь в век цифровых технологий / пер. с англ. Дарьи Ивановской. – М.: Лайвбук, 2021. – 672 с. – 2500 экз.
Пожалуй, это одна из лучших книг о том, что это такое – писать книги, сочинять тексты и пытаться продавать их за деньги, написанная не с культурной, а исключительно с экономической точки зрения. Уильям Дерезе- виц – очень плодовитый автор, у нас в России выходила книга «Шесть уроков с Джейн Остин», милая литературоведческая работа, построенная как история любви/ненависти автора к творчеству Остин. Книгу эту практически не заметили, зато «Экономику творчества», думаю, прочитают все, кто считает себя писателем (сразу замечу, что там не только про них, там и про художников, и про музыкантов). Идея книги проста и великолепна: Дерезе- виц говорит со множеством людей, которые производят некие культурные продукты – книги, тексты, песни, картины – и пытаются их монетизировать. На дворе цифровая экономика, в мире отмечается не только снижение интереса к массовому чтению, но и вообще вся культурная индустрия в последние примерно 30 лет зарабатывает всё меньше денег (у современного человека миллион способов занять досуг). Книга Дерезевица невероятно интересна не только описанием методов и способов, как писатели умудряются зарабатывать на своих текстах (много полезных, как сейчас говорят, лайфхаков), но и тем, что Уильям Дерезевиц предлагает сделать интересные выводы относительно общественной роли творческих людей и вообще места, которое вдохновение занимает в жизни современного городского жителя.