Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2021 г.
Литература

Разложено по полочкам

Новые книги о писателях, читателях и книготорговцах

08 июня 2021

Да, так и есть: книги о писателях – и не только биографии – довольно устойчивый тренд, как и книги о читателях. Как правильно читать, как меняется восприятие прочитанного и может ли литература изменить жизнь (заветная мечта всякого писателя) – на эти темы в последнюю пару месяцев вышли довольно познавательные книжки.


klassika150x225.jpg

Леонид Клейн. Бесполезная классика. Почему художественная литература лучше учебников по управлению. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 216 с. – 2000 экз.

Идея замечательная – представить русскую классическую литературу как коллективный учебник по управлению и показать, что внимательное чтение классики даёт куда больше живых примеров поведения в сложных ситуациях. Не так давно выходила книга Елены Чирковой «От золотого тельца к «Золотому телёнку», где сюжеты русской классики рассматривались через призму экономических отношений (за сколько было продано имение в «Вишнёвом саде», как городничий и его администрация в «Ревизоре» пилят бюджет), но книга Леонида Клейна предлагает более живой подход, потому что здесь не деньги считают, а рассматривают конкретные истории с точки зрения управленческой науки. Клейн представляет знаменитый рассказ «Левша» как развёрнутый бизнес-план – и получается, что миссия тульского мастера Левши, отправившегося в Англию за технологическими секретами, была изначально обречена на провал. Потому что Левша не знал математики, а из всех образовательных ресурсов имел при себе псалтырь и сонник. А Глеб Капустин из рассказа Шукшина «Срезал» объявляется первым в отечественной литературе образом тролля, использующего приёмы «коммуникационного кун-фу». И автор, тщательно изучив поведение героев рассказа, не забывает дать пару полезных советов, как вести себя с троллями и манипуляторами: прежде всего необходимо уважать собеседника и не забывать о самоиронии, что выбивает у противника главное оружие – намерение вас обидеть. В качестве примеров Леонид Клейн обращается не только к литературной классике, используя и американскую кинокартину «12 разгневанных мужчин», и фильмы Эльдара Рязанова, но всё же именно его «разборы полётов» с привлечением в качестве бизнес-коучей Гоголя, Достоевского и Лескова показались мне наиболее убедительными.


chostka150x225.jpg

Михаил Хлебников. Большая чи(с)тка: эссе. – СПб.: Лимбус Пресс; ООО «Издательство К. Тублина», 2021. – 360 с. – 500 экз.

Прекрасная книжная серия «Инстанция вкуса» питерского издательства «Лимбус Пресс» известна тем, что в серии издаётся одна книга в год, иногда две, – но это именно те книги, которые определяют «инстанцию вкуса», критерии современной литературной критики (раньше в серии выходили книги Татьяны Москвиной, Александра Секацкого, Фигль-Мигля, Дмитрия Быкова). Сборник эссе новосибирского литературного критика и культуролога Михаила Хлебникова для этой книжной серии – выбор точный. Хлебников, как мне видится, умеет читать структурированно, выделять главное, раскладывать по полочкам достоинства и недостатки. Поэтому и пишет не о литературе «вообще», а устраивает разбор конкретных произведений: какие приёмы использовал автор, насколько они эффективны или бесполезны; словом, разбирает модный роман как автомат Калашникова, и первый сборник его критических текстов читать, скажу я вам, упоительно. У Михаила Хлебникова есть собственная система эстетических и литературных критериев, он занимается именно разбором текста – причём это разбор, который понятен мне как рядовому читателю, который может не знать, что такое «арка персонажа» или «нарративный источник». Хлебников пишет дельно, чётко, а ещё местами изумительно смешно, и это достоинство его книги я бы поставил на первое место. Обсуждать книги так и надо – без унылого наукообразия, с хорошим чувством юмора.


7-450x300.jpg

Шон Байтелл. Семь типов людей, которых можно встретить в книжном магазине / пер. с англ. И.В. Никитиной. – М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2021. – 128 с. – 5000 экз.

Не может быть, чтобы вы ни разу не слышали имени Шона Байтелла. Этот человек 20 лет назад открыл книжный магазин на собственные средства, поработал, покрутился, посмотрел, каково оно, в книжном-то бизнесе, – а потом принялся писать об этом. Первая книга «Записки книготорговца» стала бестселлером, почти сразу вышло продолжение «Дневник книготорговца». Произведения Байтелла – редкая возможность заглянуть за прилавок книжного магазина и понять, что за люди сегодня занимаются таким гиблым, по мнению многих, делом. А в новой книге Шон Байтелл решил рассказать о тех, кто по другую сторону прилавка, то есть о нас, покупателях и посетителях книжных магазинов. Подобно учёному Линнею, он составил собственную классификацию. Оказывается, посетители книжных представляют собой весьма пёстрый народ: среди них (среди нас) встречаются, например, такие уникумы, как охотники за книгами о Джеке Потрошителе, потребители комиксов о конкретном супергерое, члены тайной секты любителей пособий по рукоделию или, например, ценители эротической литературы, которые могут часами рассматривать любимые книги, но почему-то уходят из магазина, не купив их...


ekon150x225.jpg

Уильям Дерезевиц. Экономика творчества в ХХI веке. Как писателям, художникам, музыкантам и другим творцам зарабатывать на жизнь в век цифровых технологий / пер. с англ. Дарьи Ивановской. – М.: Лайвбук, 2021. – 672 с. – 2500 экз.

Пожалуй, это одна из лучших книг о том, что это такое – писать книги, сочинять тексты и пытаться продавать их за деньги, написанная не с культурной, а исключительно с экономической точки зрения. Уильям Дерезе- виц – очень плодовитый автор, у нас в России выходила книга «Шесть уроков с Джейн Остин», милая литературоведческая работа, построенная как история любви/ненависти автора к творчеству Остин. Книгу эту практически не заметили, зато «Экономику творчества», думаю, прочитают все, кто считает себя писателем (сразу замечу, что там не только про них, там и про художников, и про музыкантов). Идея книги проста и великолепна: Дерезе- виц говорит со множеством людей, которые производят некие культурные продукты – книги, тексты, песни, картины – и пытаются их монетизировать. На дворе цифровая экономика, в мире отмечается не только снижение интереса к массовому чтению, но и вообще вся культурная индустрия в последние примерно 30 лет зарабатывает всё меньше денег (у современного человека миллион способов занять досуг). Книга Дерезевица невероятно интересна не только описанием методов и способов, как писатели умудряются зарабатывать на своих текстах (много полезных, как сейчас говорят, лайфхаков), но и тем, что Уильям Дерезевиц предлагает сделать интересные выводы относительно общественной роли творческих людей и вообще места, которое вдохновение занимает в жизни современного городского жителя.

Тэги: Михаил Хлебников
Обсудить в группе Telegram

Владислав Толстов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Пацаны» убивают американских героев

    05.10.2022
  • Сердце, память и бетономешалка

    06.07.2022
  • История несостоявшегося «выстрела»

    31.08.2021
  • Феномен безблагодатности

    20.07.2021
  • Писатель без статуи на площади

    14.07.2021
  • Писатель без статуи на площади

    30 голосов
  • Критика – как партия в шахматы

    24 голосов
  • История несостоявшегося «выстрела»

    24 голосов
  • Уроки вязания

    21 голосов
  • Отчего мы не смеёмся над писателями?

    16 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS