Недавно в одном из многочисленных интервью новый директор Московского художественного академического театра Владимир Кехман сказал, что Ольга Бузова на сцене МХАТа – позор и оскорбление труппы и священных стен театра и этого не должно быть. Напомним, с именем Ольги Бузовой, приглашённой бывшим худруком МХАТа Эдуардом Бояковым на второстепенную роль в новый спектакль «Чудесный грузин», связывают и увольнение Боякова, и скандал вокруг спектакля. Новый директор театра В. Кехман спектакль закрыл.
Есть два варианта: либо В. Кехман посмотрел в записи «Чудесный грузин» и увидел, что Бузова, очень смешно играющая роль певички, никак ничего не оскорбляет, и тогда всё странно: либо он не смотрел, осуждает сам факт присутствия в театре Ольги Бузовой, и тогда это безосновательная травля. Нельзя аргументировать судилище тем, что девушка неприлична сама по себе. В Нагорной проповеди есть такой «урок»: «Не судите, да не судимы будете». Там есть продолжение фразы: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы». И ещё про бревно в собственном глазу.
Владимир Кехман часто даёт интервью и рассказывает о дальнейших своих распоряжениях по восстановлению спектаклей прошлых времён, а также о том, когда и какие спектакли, вошедшие в репертуар театра при Эдуарде Боякове, он снимет с показа навсегда. Все новые спектакли, в которых участвуют приглашённые артисты, будут убираться из репертуара, как только срок договоров с этими актёрами закончится. В большинстве случаев – это до конца 2021 года. Уйдут «Лавр», «Лес», «Красный Моцарт», «Некурортный роман», «Нюрнбергский вальс», «Вишнёвый сад», «Чудесный грузин», «У премьер-министра мало друзей», «Мифический муж и его собака», «На стриме», «Бессмертные строки», «Розовое платье» и др. А всего в репертуаре при Эдуарде Боякове стояло 39 спектаклей, не считая работы различных площадок огромного здания, как то: встречи с писателями, хореографические спектакли, встречи с отцами церкви в Большом зале и на Третьей сцене.
Я в данном случае лишь человек писательской профессии, которая видела, что происходило во МХАТе им. М. Горького в последние два года, и то, что произошло с театром вначале ноября этого года. Иногда я замечаю некоторое незнание новым директором репертуара возглавляемого им театра, и мне хотелось бы подсказать коллективу и руководству МХАТа, что всё гораздо лучше, чем им кажется.
Вот, например, Владимир Абрамович заявляет в передаче ТВЦ у Пушкова от 11 декабря, что во МХАТе вообще не было детского репертуара. И наконец-то идут репетиции «Снежной королевы», а на спектакль почти все билеты раскуплены.
Ну, во-первых, хорошо отчитываться, что все билеты раскуплены, если продавать при этом билеты на половину зала перед новогодними каникулами. Кстати, закрыты продажи именно дешёвых билетов – на балконы, а то и в бельэтаж, а оставлены в продаже только дорогие – в партер.
Такая продажная политика весьма вариативна. Можно сказать, что все билеты раскуплены. А про другой спектакль, например поставленный Эдуардом Бояковым «Лавр», можно сказать, при том же количестве проданных билетов, что половина мест не распродана. Следовательно, спектакль никому не интересен.
Жаль. Раньше малообеспеченные люди могли купить билеты подешевле. А заодно и таких семей пришло бы побольше. Но…
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!..»
Между тем Кехман гордо заявляет о том, что у него-то будет общедоступный театр. Слово правильное, мхатовское, историческое, оно и в манифесте театра, заявленном командой Боякова, упоминается.
Но, говоря «общедоступный», директор имеет в виду не то, что имели в виду отцы-основатели. Они как раз имели в виду, что в театр могут и пролетарии, и мещане, и всякий бедный люд попасть. А Владимир Абрамович имеет в виду: ничего непонятного зрителю на сцене происходить не должно. В этом смысле – общедоступный. Никаких, дескать, авангардных спектаклей, никаких поисков, никаких современных средств театральной выразительности.
Что касается проанонсированного в эфире с такой гордостью детского – наконец-то! – спектакля во МХАТе… Спектакль «Снежная королева» поставлен Ренатой Сотириади на самом пике работы Эдуарда Боякова в качестве художественного руководителя МХАТа в 2020 году. Так почему Кехман хвалится не своими достижениями?
Неплохо было бы вообще заглянуть в репертуар, прежде чем заявлять, что в театре нет детского репертуара. Во МХАТе им. М. Горького самое большое количество грандиозных детских спектаклей по сравнению с другими драматическими театрами, не специализирующимися на детском репертуаре.
«Синяя птица», «Холодное сердце», «Снежная королева», «О Петре и Февронии» (для семейного просмотра), «Пиноккио» – премьера этого сезона, тонкий музыкальный спектакль Арины Мороз, в котором эстетическая задача ставилась чуть ли не на первый план. Это классические итальянские оперные арии, это изумительные костюмы, декорации, хореография.
Планировался задолго до Кехмана спектакль Алисы Гребенщиковой «Сказки в шатре» для начинающих зрителей возрастом от 2–3 лет. А сколько детских проектов было представлено на Третьей сцене МХАТа – это и спектакли для детей Ирины Линдт, Алисы Гребенщиковой, это и постановки детских студий.
Эдуард Бояков как раз и ставил во главу угла создание многозвучного, многогранного, но объединённого на клеточном, генетическом уровне репертуара. Вот это – по-станиславски, если угодно. Ведь МХАТ создавался как театр всех жанров театрального искусства. И как музыкальный тоже. Но не оперой единой жив репертуар. Оркестровую яму при Боякове открывали не раз, но помимо этого в репертуаре, который практически на две трети был выстроен к моменту обнуления, сочетались и драматические спектакли классического русского репертуара, исторические спектакли, спектакли по произведениям древнерусской литературы, по лучшим пьесам советской эпохи. О планах, канувших в мхатовскую Лету, горько вспоминать. МХАТ недосчитается уже никогда «Хлорофилии», «Братьев Карамазовых», «На дне» в постановке Андрона Кончаловского, «Песочного человека» Михаила Шемякина с музыкой Максима Фадеева, «Скупого» с Якубовичем и Германовой, «Сумбура и музыки» Соломона Волкова…
Так и хочется вскричать об этих нерождённых детищах:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Сложная вышла у Владимира Абрамовича дилемма с премьерой «Женщин Есенина» по книге Захара Прилепина. Директор с трудом скрывает своё восхищение постановкой. Гордится. Принимает поздравления. Зал рукоплещет и не уходит от рампы со своими огромными букетами. Билеты продаются – в хорошем смысле. Правда, пиарить спектакли некому…
И пошли они, солнцем палимы!
Повторяя: «Суди его бог!..»
Да и в передаче накануне премьеры «Женщин Есенина» Кехман закончил своё интервью в позитивном ключе: вот, мол, а у нас-то тут уж и премьера выходит! Правда, это нужно ещё уточнить: у кого – у нас? Мы ехали в купе с Еленой Исаевой в Сочи на Башметовский фестиваль в феврале 2021 года. Она – с толстенной книгой Прилепина – доделывала первый вариант пьесы. Вон ещё когда!
Владимир Абрамович неоднократно повторял, что он не специалист в драматическом театре. Но в бизнесе-то он специалист.
По телевизору Кехман говорит, что сейчас вернёт классический репертуар, а уже потом будет наполнять его новыми спектаклями, по чуть-чуть. А что не так с уже проявившими себя отличными премьерами 122, 123, 124-го сезона МХАТа? Можно же просто приплюсовать к ним хоть всего Островского или Горького. Но эти правила нам не объяснят. Хоть в соляной столп превратись у этого парадного подъезда.
Только у Некрасова в последней строке этого великого стихотворения есть вопрос пострашнее: «Иль духовно навеки почил?..» – это вопрос к народу. И ради духовной жизни этого самого народа новому директору театра стоило бы всё-таки посмотреть спектакли последних трёх сезонов, технические записи которых всегда велись. Посмотреть и понять, что «помилование» большинства премьер 2019–2021 годов принесёт пользу имиджу театра, духовному обогащению публики, да и казне. А заодно прибавит позитивных красок в портрет МХАТа им. М. Горького.