Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Разорительный экспорт

01 января 2007

ЭКОНОМИСТ

Морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморска, Ленинградская область; фото:  ИТАР-ТАССНа днях премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Экспортные грузы, которые мы сегодня переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты». Планируется построить экспортную цепь по поставке нефтепродуктов через российские порты. Наконец-то...

Благодаря таким проектам российские нефтяные компании и нефтеперерабатывающие заводы смогут заняться модернизацией производства. А это позволит экспортировать не сырьё, а продукцию с глубокой степенью переработки, то есть более дорогостоящую. 

Однако браться надо не только за экспорт нефти и нефтепродуктов. После распада СССР большинство крупных портов и важнейших сухопутных внешнеторговых маршрутов России оказалось в нашем ближнем зарубежье. Терминалы по перевалке и экспорту нефтяных и химических грузов – в странах Балтии, зерновых, лесных, угля и руды – на Украине. Сегодня Россия вынуждена осуществлять свой внешнеторговый транзит даже через Северную Корею и дунайский порт Молдавии. Из-за чего мы теряем сотни миллионов долларов ежегодно. 

Только в последние пять лет у нас стали создаваться крупные портово-железнодорожные и портово-трубопроводные комплексы, предназначенные для возвращения внешнеторговых грузов страны на её территорию. 

Прежде всего это Балтийская нефтепроводная система, «выходящая» к российскому порту Приморск в Ленинградской области и позволившая за 2002–2007 годы почти вдвое сократить транзит через страны Балтии экспортируемой из России нефти. Там же создан углеэкспортный терминал Усть-Луга, модернизируются действующие транспортные мощности. Развиваются они и в Черноморско-Азовском регионе. 

Но пока доля доходов именно от российского транзита в среднем ежегодно насчитывает 16 процентов общих поступлений в национальные бюджеты стран Балтии, минимум 13 – Украине, свыше 10 – Финляндии, до 13 процентов – Польше. 

Разумеется, эти страны никак не хотят эти доходы потерять. Когда российские производители и перевозчики решили резко сократить транзит через Эстонию после скандала с «Бронзовым солдатом», тамошние власти быстро снизили транзитные и смежные расценки, и российские предприниматели не выдержали искушения. Почти все эстонские порты до сих пор сохраняют свою «российскую загрузку». 

Прибалты действуют не только такими благопристойными методами. В тамошних СМИ постоянно сообщается о так называемых откатах, выплачиваемых прибалтами многим российским компаниям и «нужным людям» в российских портах, чтобы они не снижали ставок на обслуживание судов и вагонов, сохраняя их выше балтийских. По данным Минтранса и Союза российских судовладельцев, эти ставки в портах северо-запада России, включая Калининградскую область, в среднем на 15 процентов выше, чем в Финляндии, Польше и странах Балтии. Несколько меньше разница в уровне этих ставок в портах приграничных регионов России и Украины, но опять-таки данные не в нашу пользу. 

При этом специалисты отмечают, что создание новых транспортных мощностей в ближнем зарубежье финансируют в основном европейские компании. Понятно почему. Эти мощности нужны для потребностей НАТО и Евросоюза, они увеличивают политическую и экономическую зависимость России от транзита. 

Из-за недостатка или отсутствия в отечественных портах современных перегрузочных мощностей до 35 процентов морского внешнеторгового грузооборота России ежегодно идёт через порты соседних стран. В ближайшие пять–десять лет Россия, если будут предприняты серьёзные усилия, сможет сократить объёмы своих грузотранзитных перевозок через соседей минимум на четверть. При удачном стечении обстоятельств – на треть. 

Но все эти годы наша транзитная зависимость от соседнего зарубежья по-прежнему будет оставаться очень высокой. Как отмечается в документах Минтранса РФ, Союза российских судовладельцев и ОАО «РЖД», российские грузоотправители за транзит и перегрузку внешнеторговых грузов в иностранных портах ежегодно платят свыше 700 миллионов долларов. 

Эти деньги «проходят мимо» нашей экономики. Таково одно из последствий распада государства Российского. Однако давно пора перестать кивать на исторические катаклизмы. Это делали много лет, послушно выплачивая дань соседям, которые её с удовольствием принимали. Сегодня у государства есть возможность переменить ситуацию. Посмотрим, удастся ли это сделать новому правительству. 

Виктор АЛЕКСЕЕВ

Обсудить в группе Telegram

Виктор Алексеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS