Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Дискуссия

Разрушительный слой

01 января 2007

ВЕХИ-2009

Сами авторы «Вех» назвали изданное сборником статей о русской интеллигенции, которую П. Струве определил как «чувствилище нации», коего на Западе нет, как особый тип мировосприятия и общественного поведения, когда важной чертой становится оппозиционное отношение к власти.

В недавнем прошлом отечественная интеллигенция представляла собой именно такую внутренне единую социальную группу общества, в которой затем, в 1990-е годы, произошли глубокие перемены. Резко изменилось её социальное и материальное положение, соответственно и умонастроение. Она распалась на отдельные социальные группы, имеющие различную перспективу развития.

В постсоветской России сформировался слой богатой, очень зажиточной интеллигенции, связавшей жизнь с бизнесом и стремлением войти в «верхний» слой российского общества. Сегодня она резко выделяется уровнем своих доходов и обеспеченностью потребительскими благами.

Суть дела, конечно, не в том, что какие-то интеллигенты стали богатыми людьми, а в том, каким способом и ценой это богатство достигнуто.

Ведь подавляющая часть интеллигенции – это хорошие учёные, врачи, учителя, инженеры, ещё недавно принадлежавшие к сравнительно обеспеченным слоям и имевшие высокий социальный статус. Надо видеть и признать, что ныне российская интеллигенция в значительной своей части лишена возможности иметь достойный уклад и образ жизни, стабильное общественное положение.

В советские времена значительную часть так называемого среднего класса составляли именно интеллигенты. В отличие от советских времён в нынешний средний класс входит лишь небольшая, «элитарная», часть интеллигенции, на кого есть соответствующий рыночный спрос. Это в основном относительно узкий слой, занятый в гуманитарных науках, в «независимом» секторе науки, на предприятиях частного сектора экономики и в сфере частного образования. А также выборочно определённая часть интеллигенции, которая обслуживает власть, – социологи, политологи, разработчики избирательных технологий и т.п.

Между тем, как и в начале ХХ столетия, интеллигенция пополняла ряды профессионалов – врачей, учителей, инженеров, деятельность которых была отдана решению проблем развития народного образования, медицины, оказывала содействие промышленности. Российская интеллигенция добивалась от властей элементарных человеческих прав и свобод для простого народа. Как правило, стремилась дистанцироваться от власти, находилась к ней в открытой или подспудной оппозиции.

Именно это возмущало авторов «Вех», когда они говорили, что русский интеллигент боится прикоснуться к власти, считает власть – злом и всех властвующих – насильниками. Такое отношение к власти П. Струве называл отщепенством, отчуждённостью интеллигенции от государства (общественной власти), враждебностью к нему. На самом деле российская интеллигенция не была равнодушной к проблемам общественно-политической жизни страны, активно участвуя в революционном движении, за что и подверглась резкому осуждению авторами «Вех».

В конце ХХ столетия в период реформаторской эйфории в нашей стране вновь произошёл всплеск политической активности интеллигенции. Она в подавляющем большинстве в различных формах выражала недовольство властью, участвовала в митингах и манифестациях, призывала к политическим и социальным переменам. Вскоре предъявила и права на власть. Более того, определённая часть интеллигенции связала себя с властью и заняла лидирующее положение в ней.

На мой взгляд, влияние и роль, которую российская интеллигенция сыграла и поныне продолжает играть, находясь во власти, весьма противоречива. Значительная часть нашей интеллигенции, получившая в советское время качественное образование, свой интеллектуальный вклад в развитие России вносит. В рядах её немало людей, которые обладают высокими нравственными качествами, ощущают свою причастность к социальной и духовной жизни России, как сказал бы веховец А.С. Изгоев, «думают не только о своих личных интересах, но и об интересах всей страны».

Однако гораздо больше тех, кто озабочен своим политическим статусом, достижением личных целей, высокого положения в обществе, кто безразличен к российским бедам, судьбе миллионов людей, брошенных властью на произвол судьбы во имя реформ.

Да и масштаб личности немалой части представителей интеллигенции, взявшейся осуществлять преобразования в России, не соответствует масштабу задач, стоящих перед страной. Кроме разрушения старого интеллигенция ничего нового не предложила взамен. К тому же многие проблемы у нас стали ещё острее, чем до начала процесса модернизации страны. Ибо путь, которым до недавнего времени шла постсоветская Россия, привёл к тому, что и нынешнее «русское общество находится в каком-то оцепенении, апатии, духовном разброде, унынии» (С. Булгаков).

Фактически страна в начале третьего тысячелетия деградировала, оказалась отброшенной в своём развитии на десятилетия назад. Россия занимает 65-е место по индексу человеческого развития, 30-е место – по уровню образования, 130-е место – по здравоохранению, 105-е – по качеству жизни, 75-е – по индексу социального развития, 35-е – по уровню экономического развития…

И можно предположить, что С. Булгаков мог бы повторить свой вывод в «Вехах», сделанный 100 лет назад: «Есть от чего прийти в уныние и впасть в глубокое сомнение относительно дальнейшего будущего России».

Парадоксально, но это так: интеллигенция сама оказалась жертвой преобразований, к которым она стремилась и за которые страстно боролась. И надо признать: на совести интеллигенции, ориентированной на либерализацию социальной системы, достаточно много ошибок и провалов, вызвавших усиление социальной напряжённости и обострение конфликтов в обществе.

В том числе и позиция нашей либеральной интеллигенции, с начала преобразований выступавшей за ослабление роли государства, насаждавшей формулу «Меньше государства, больше рынка». В результате государство не выполняет своих основных функций перед гражданами в плане предоставления общедоступного образования, восстановления попранной справедливости, защиты граждан от криминальных структур, предоставления права на труд, гарантий от безработицы.

В самом начале преобразований в обществе интеллигенция резко критиковала бюрократизм, взяточничество. Однако сама интеллигенция, став частью власти, нередко потворствует политике откровенного грабежа национального достояния и мздоимства.

Одной из основных ошибок интеллигенции в ходе реформ стало нарушение и извращение принципа социальной справедливости. Особенно наглядно это проявилось при разделе государственной собственности. В результате дележа бывшей государственной собственности, накопленной всем обществом, основные ресурсы страны стали достоянием не более 1% населения. Приватизация оказала дестабилизирующее влияние на социальную ситуацию в стране, вошла в противоречие с нашими национальными традициями и интересами большинства населения страны. В результате во главе с либерально настроенной частью интеллигенции рухнула великая держава, создававшаяся столетиями. Невольно вспоминаешь когда-то прозвучавшие слова С. Булгакова о том, что интеллигенция «развила огромную разрушительную энергию, уподобившись гигантскому землетрясению, но её созидательные силы оказались далеко слабее разрушительных».

Дореволюционная российская интеллигенция чувствовала свою ответственность не только за то, в чём она непосредственно не участвовала, но и за то, что совершалось помимо её воли и желания. Потому её нередко называли «кающейся». В отличие от старой российской интеллигенции интеллигенция постсоветской России не только не кается, но и пытается оправдать себя за содеянное.

Отношение россиян к интеллигенции за годы неолиберальных реформ 1990-х годов в обществе существенно изменилось – от «почтительного и порой восторженного до скептического и уничижительного, какого она заслуживает сегодня», – считает В. Толстых («ЛГ», № 1). С этим нельзя не согласиться.

Если в нашем недавнем прошлом с интеллигенцией считались «наверху» и уважительно почитали «внизу», то теперь зачастую наглядно видно неуважительное отношение к ней. Вплоть до мнения, что в сегодняшней России интеллигенция уже не существует, её просто нет (С. Хоружий, «ЛГ», № 14).

Если это так, то как быть с авторами дискуссии, посвящённой юбилею «Вех»? К какой группе нашего общества они сами себя относят?

Татьяна НАУМОВА, кандидат философских наук

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Разрушительный слой

Сами авторы «Вех» назвали изданное сборником статей о русской интеллигенции, которую П. Струве определил как «чувствилище нации», коего на Западе нет

2009-10-14 / Татьяна НАУМОВА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Рубрику ведёт доктор философских наук Валентин ТОЛСТЫХ

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Наумова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Печать бездарности

    22.02.2025
  • Сам на язык просится

    07.02.2025
  • Народ вправе знать

    11.11.2024
  • Дарвина – под запрет!

    02.10.2024
  • Русские не милостивы к падшим?

    15.06.2024
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Сердце и разум

    296 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS