Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 ноября 2014 г.
  4. № 45 (6486) (12.11.2014)
Общество Культура

Разве это частное дело?

12 ноября 2014
Усадьба «Муромцево»

У исторической памяти – никаких указателей: сюда заглянуть можно, а туда – нет! На то она и память, чтобы вобрать в себя всё, что было. А вобрать – значит сохранить. Опыт не только двигает прогресс, но и помогает сохранить душу, которая неподвластна времени.

Старинные помещичьи усадьбы и всё, что с ними было связано, – тоже кадры эпохи, её облик, её дыхание. Барон Николай Врангель ещё в 1910-м писал, что помещичья крепостная культура дала «столько нежных и красивых цветков искусства», и уже тогда бил тревогу: теряется это культурное наследие. Увы, и в дурном сне не могло привидеться барону, что эти «нежные и красивые цветки» вскоре будут безжалостно вытаптываться.

Но кое-что из того, что можно назвать русской усадьбой, вопреки всем злым ветрам уцелело. Правда, уже в весьма обветшалом виде. Но даже и руины могут рассказать о многом. Так как сберечь это в исторической памяти? На стену каждой уцелевшей усадьбы или на её развалины табличку «Руками не трогать» не повесишь. Пройдёт ещё какое-то время, и от всей этой старинной красоты может ничего не остаться.

Над этим не раз задумывались архитекторы Мария Ожерельева и Михаил Судаков. Вызрело решение: запечатлеть эту память в книге «Пассеистические заметки». В 2009-м вышла первая её часть, в 2013-м – вторая. В работе ещё несколько частей. На вопрос – сколько их будет всего? – авторы отвечают: «На сколько хватит сил и средств, ведь материал неисчерпаем!»

На сбор этого материала ушли годы. Надо было прежде всего выяснить, где находится та или иная усадьба или её руины, а потом добираться до этого места (нередко поминая соответствующим словом российские дороги). Добравшись, с ходу приступали к работе. Дотошно всё осматривали. И при этом кропотливо работал фотоаппарат (Михаил Судаков – отменный фотограф-художник). Арки, колонные портики, лепные гирлянды, кирпичная кладка, стыковка той или иной конструкции и многое, многое другое, что вызывало их профессиональный интерес, – всё это записывалось в фотопамять. Исхаживали, что называется, вдоль и поперёк окрестности усадьбы. Ведь окружающий ландшафт – её неотъемлемая часть. Он тоже не вечен. Значит, что? Запечатлеть! А к снимкам – записи в тетрадь.

Собранный ими столь объёмный материал потребовал солидной книжной площади, ибо мельчить снимки – противоречило бы общему замыслу: сохранить для истории. Вот и получилась «история с продолжением»: часть 1-я, часть 2-я, часть… И в каждой её части – около полутысячи страниц. А коль авторы руководствовались глаголом «сохранить», понадобилась и плотная бумага. В итоге – фундаментальное издание.

Назвали его оригинально, но скромно: «Пассеистические заметки». Пассеизм (с французского) – пристрастие к прошлому. В данном случае – к архитектурному прошлому России, а значит, и к её культуре.

В книге, рассказывающей о старинных усадьбах, пока двухтомной, – свыше 1200 (!) фотографий и множество аннотаций. Впрочем, это не просто аннотации. Скорее, эссе. Тут и описание усадеб, и биографические сведения об их владельцах, архитекторах, о судьбах и людей, и строений, и, конечно, свои впечатления от увиденного.

В этих лаконичных заметках встречается и сарказм, когда речь заходит о том, что сотворили с шедеврами усадебной архитектуры «новые хозяева». Взять, скажем, усадьбу-дворец Вяземских в Пущине на Наре. «...Создаётся впечатление, что главной целью занявшей этот дворец администрации совхоза «Большевик» стало быстрейшее доведение шедевра до состояния руины. Когда поставленная задача была успешно решена в кратчайшие сроки – здание покинули. Судя по всему, лет этак тридцать назад».

Да, это книга-памятник, книга-музей. Первую её часть издали сами, за свои деньги, издание второй финансово поддержала Специальная научная реставрационная проектно-производственная мас­терская (ООО «СНРППМ»). А как же с изданием последующих частей (материалов для них собрано предостаточно!)?

11-1-45.jpgПока никак. Авторы – отнюдь не олигархи. Впору задуматься: это что, их частное дело? Разве то, что собрали упорнейшим, я бы сказал, самоотверженным трудом два подвижника, не достояние российской истории и культуры? Или страна уже не нуждается в культурном наследии, в высокой духовности?

Ещё как нуждается! Этой книге самое место и в краеведческих музеях, и в библиотеках, в том числе школьных, особенно тех городов, поблизости от которых расположены эти усадьбы. Это тоже фрагменты истории страны и конкретных её регионов и, конечно же, история оте­чественной эстетики. В сумятице социальных потрясений прекрасное не должно быть затоптано. А для студентов архитектурных вузов данная книга – своего рода наглядное пособие в сотворении архитектурных шедевров и одновременно обращение: внимательно вникайте в эти снимки старинных строений и ландшафтов и, создавая новое, не забывайте о том лучшем, что оставило нам прошлое.

Если можно сомневаться в расхожей фразе, что именно красота спасает мир, то уже никаких сомнений в том, что она помогает его облагораживать. Да что тут много говорить о значимости этого издания! Вот уж поистине: понятливый да поймёт. Ну а государственные мужи должны быть из категории понятливых...


Тэги: Памятник Наследие
Обсудить в группе Telegram

Михаил Нордштейн

Нордштейн Михаил Соломонович родился в 1930 г. ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Возродится ли Екатерингофский дворец?

    17.01.2025
  • Самарская элегия знаменитого рода

    15.09.2024
  • Валуево ждёт реставрация

    27.07.2024
  • Он опять в разведке

    14.09.2023
  • В память о Пикуле

    28.07.2023
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Гаагский трибунал для Ивана Грозного

    72 голосов
  • Битва за монументы продолжается

    62 голосов
  • Насчет памятника Ивану Грозному в Астрахани

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS