Старинные помещичьи усадьбы и всё, что с ними было связано, – тоже кадры эпохи, её облик, её дыхание. Барон Николай Врангель ещё в 1910-м писал, что помещичья крепостная культура дала «столько нежных и красивых цветков искусства», и уже тогда бил тревогу: теряется это культурное наследие. Увы, и в дурном сне не могло привидеться барону, что эти «нежные и красивые цветки» вскоре будут безжалостно вытаптываться.
Но кое-что из того, что можно назвать русской усадьбой, вопреки всем злым ветрам уцелело. Правда, уже в весьма обветшалом виде. Но даже и руины могут рассказать о многом. Так как сберечь это в исторической памяти? На стену каждой уцелевшей усадьбы или на её развалины табличку «Руками не трогать» не повесишь. Пройдёт ещё какое-то время, и от всей этой старинной красоты может ничего не остаться.
Над этим не раз задумывались архитекторы Мария Ожерельева и Михаил Судаков. Вызрело решение: запечатлеть эту память в книге «Пассеистические заметки». В 2009-м вышла первая её часть, в 2013-м – вторая. В работе ещё несколько частей. На вопрос – сколько их будет всего? – авторы отвечают: «На сколько хватит сил и средств, ведь материал неисчерпаем!»
На сбор этого материала ушли годы. Надо было прежде всего выяснить, где находится та или иная усадьба или её руины, а потом добираться до этого места (нередко поминая соответствующим словом российские дороги). Добравшись, с ходу приступали к работе. Дотошно всё осматривали. И при этом кропотливо работал фотоаппарат (Михаил Судаков – отменный фотограф-художник). Арки, колонные портики, лепные гирлянды, кирпичная кладка, стыковка той или иной конструкции и многое, многое другое, что вызывало их профессиональный интерес, – всё это записывалось в фотопамять. Исхаживали, что называется, вдоль и поперёк окрестности усадьбы. Ведь окружающий ландшафт – её неотъемлемая часть. Он тоже не вечен. Значит, что? Запечатлеть! А к снимкам – записи в тетрадь.
Собранный ими столь объёмный материал потребовал солидной книжной площади, ибо мельчить снимки – противоречило бы общему замыслу: сохранить для истории. Вот и получилась «история с продолжением»: часть 1-я, часть 2-я, часть… И в каждой её части – около полутысячи страниц. А коль авторы руководствовались глаголом «сохранить», понадобилась и плотная бумага. В итоге – фундаментальное издание.
Назвали его оригинально, но скромно: «Пассеистические заметки». Пассеизм (с французского) – пристрастие к прошлому. В данном случае – к архитектурному прошлому России, а значит, и к её культуре.
В книге, рассказывающей о старинных усадьбах, пока двухтомной, – свыше 1200 (!) фотографий и множество аннотаций. Впрочем, это не просто аннотации. Скорее, эссе. Тут и описание усадеб, и биографические сведения об их владельцах, архитекторах, о судьбах и людей, и строений, и, конечно, свои впечатления от увиденного.
В этих лаконичных заметках встречается и сарказм, когда речь заходит о том, что сотворили с шедеврами усадебной архитектуры «новые хозяева». Взять, скажем, усадьбу-дворец Вяземских в Пущине на Наре. «...Создаётся впечатление, что главной целью занявшей этот дворец администрации совхоза «Большевик» стало быстрейшее доведение шедевра до состояния руины. Когда поставленная задача была успешно решена в кратчайшие сроки – здание покинули. Судя по всему, лет этак тридцать назад».
Да, это книга-памятник, книга-музей. Первую её часть издали сами, за свои деньги, издание второй финансово поддержала Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская (ООО «СНРППМ»). А как же с изданием последующих частей (материалов для них собрано предостаточно!)?
Пока никак. Авторы – отнюдь не олигархи. Впору задуматься: это что, их частное дело? Разве то, что собрали упорнейшим, я бы сказал, самоотверженным трудом два подвижника, не достояние российской истории и культуры? Или страна уже не нуждается в культурном наследии, в высокой духовности?
Ещё как нуждается! Этой книге самое место и в краеведческих музеях, и в библиотеках, в том числе школьных, особенно тех городов, поблизости от которых расположены эти усадьбы. Это тоже фрагменты истории страны и конкретных её регионов и, конечно же, история отечественной эстетики. В сумятице социальных потрясений прекрасное не должно быть затоптано. А для студентов архитектурных вузов данная книга – своего рода наглядное пособие в сотворении архитектурных шедевров и одновременно обращение: внимательно вникайте в эти снимки старинных строений и ландшафтов и, создавая новое, не забывайте о том лучшем, что оставило нам прошлое.
Если можно сомневаться в расхожей фразе, что именно красота спасает мир, то уже никаких сомнений в том, что она помогает его облагораживать. Да что тут много говорить о значимости этого издания! Вот уж поистине: понятливый да поймёт. Ну а государственные мужи должны быть из категории понятливых...