Лучшее наставление для музыкантов от Рене Шара. Непростое дело быть непохожим, но в противном случае и музыканта не будет. Октябрь выдался рядовым. Однако любопытные пианистические опыты место всё-таки имели. В Камерном зале Московской государственной филармонии открыли абонемент «Молодые таланты. Новые горизонты». Слава богу, обошлись без «звёзд». Выступил молодой пианист Иван Бессонов, недавний победитель «Классического Евровидения», вместе с братьями Даниилом и Никитой – скрипачами. Семейный концерт. Иван учится в ЦМШ при консерватории, класс В. Руденко. Для филармонического дебюта выбрал Партиту № 1 Баха, сонату № 6 фа мажор Бетховена и «Детские сцены» Шумана. Что написали Бах с Бетховеном – пианист явно не понял. Смыслы отсутствовали. Присутствовала вполне симпатичная техника. Как бы замечательные технические упражнения. Может быть, надо было, кроме сидения за роялем, что-нибудь почитать? Шуману повезло больше – ряд пьес был вполне осмысленным и интересным. Иван молод, думаю, ещё многому научится. Но лучше в любом возрасте не подводить Баха с Бетховеном, они этого не заслужили. Братья были хороши, и вся семья оставила ощущение способных и трудолюбивых людей.
В Большом зале консерватории с Российским нацио-нальным оркестром и дирижёром А. Ведерниковым играл Николай Луганский. В цикле «Великие инструментальные концерты» исполнялся Концерт № 2 си-бемоль мажор Брамса. Луганский – опытный пианист и был очень хорош в первых двух частях концерта и в последней. Мятежность, экспрессия, движение в первой части, блестящее allegro appassionato эмоционально и ярко переданы музыкантом. Но в третьей части в Andante все достоинства куда-то пропали. Лирический центр произведения получился невнятным, блеклым и формальным. Луганский часто обращается к романтической музыке, именно в третьей части сконцентрированы как бы все его интересы, но не тут-то было. Остаётся пожелать пианисту страстей, настоящих, безысходных, длительных – романтиком иначе не станешь.
Замечательное дело придумал известный пианист, композитор и педагог Алексей Чернов. Называется СТАМ-фестиваль. Молодые композиторы представляют публике свои работы. Прежде их, конечно, отбирает вполне демократичный экспертный совет. Мнений своих совет не скрывает и обнародует во время концерта. Выбирать победителя приглашают слушателей. Всё очень энергично, просто и дружески. Прослушал много интересных оригинальных сочинений. Удивило, что темы для своих композиторских опытов некоторые авторы ищут у трубадуров и Шарлотты Бронте, например. Но музыка очень интересная, и жаль, что возможности услышать её минимальны. Потому, видимо, и возник СТАМ-фестиваль. Хорошо, что его приютил Рахманиновский зал консерватории. Было бы неплохо обнаружиться и приличному спонсору, с тем чтобы как можно больше слушателей появилось у талантливой и вполне творческой молодёжи.
Оркестр Московской филармонии под руководством народного артиста СССР Юрия Симонова предложил слушателям Большого зала консерватории два сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Очень удачно выбранных. Прелюдию и Скерцо для струнных и Концерт № 2 фа-мажор, соч. 102. Солистом выступил хорошо знакомый московским меломанам ирландский пианист Барри Дуглас. Впервые второй концерт был исполнен на этой же сцене более полувека назад. Солировал тогда сын Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Максим, ему сочинение и посвящалось. «Молодёжный» концерт, как писали о нём критики, был по-молодёжному и сыгран: задорно, захватывающе и озорно. Дуглас был восхитителен. Шостакович этого вечера незабываем и лучший по исполнению за долгое время.
Юрий Данилин,
музыкальный обозреватель ЛГ