Образование опять реформировали
Слухи о том, что Министерство образования и науки может быть разделено на два, поползли ещё в прошлом году, а после встречи в ходе президентской избирательной кампании академиков с Владимиром Путиным уже мало кто в этом сомневался. Итак, школами теперь будет ведать Министерство просвещения, а вузами и научными организациями – Министерство науки и высшего образования.
Стандарты единства
Алла Кирилина, доктор филологических наук, профессор
Возвращение к отработанной и хорошо зарекомендовавшей себя системе управления, в которой школьному образованию отведено особое место, радует и обнадёживает.
Ещё до нынешней реорганизации О.Ю. Васильева успела инициировать многие важные процессы. Во-первых, это воссоздание единого образовательного пространства. Для страны, намеревающейся существовать всегда (а это, конечно, относится к нашему государству), должен быть разработан общий фонд знаний и умений, необходимых всем юным гражданам. И отнюдь не только для того, чтобы переехавший в другой город ребёнок смог без проблем продолжить обучение.
Помню, как в 1996 г. коллеги из Минобразования ФРГ обращали наше внимание на необходимость сохранить единое образовательное пространство, которое они считали большим преимуществом. Единое образовательное пространство, государственные стандарты, сокращение числа школьных учебников позволяют минимизировать антироссийские интерпретации истории, отравляющие самосознание народа, отрицающие его героизм, самоотверженность, творческие силы и огромные цивилизационные достижения. Подобные толкования действительности – текущей и прошедшей – есть факт информационной войны, а вовсе не некое «стремление к правде». Именно возвращение славной истории Отечества, дружественные (что не означает, конечно, сервильные) интерпретации представляются самым главным.
Во-вторых, надеюсь на то, что разработка учебных и образовательных программ вернётся в руки профессионалов. В 2013 г. мне пришлось принять участие в экспертизе образовательных программ, разработанных школами Москвы в рамках новой концепции – каждая школа готовит свою программу, пусть и по заданному шаблону. Поразил тогда низкий уровень качества и высокий процент откровенного убожества. И это в столице. Не лучше ли для решения таких задач привлекать группы высококвалифицированных специалистов, а не перевалить на учителя, часто молодого и неопытного, ещё и это?
Что касается вновь образованного Министерства науки и высшего образования, то здесь всё намного сложнее – слишком далеко зашли предыдущие реформы высшей школы, слишком силён клинч учёных и финансистов, слишком много накопилось проблем в структурах Академии наук. Надеюсь, однако, что и здесь начнётся движение в нужную сторону.
Для свершения прорыва
Геннадий Красников, академик, член Президиума РАН
Для меня это вполне ожидаемое решение, признаки которого можно было увидеть ещё в прошлом году – в кадровых назначениях и структурных изменениях. ФАНО также свою задачу выполнило и нуждалось в преобразовании.
Разделение Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования я оцениваю в целом положительно: принципы управления средним и высшим образованием, наукой и высокими технологиями разные и, соответственно, требуют разных подходов. Все эти изменения должны повысить общую эффективность управления наукой и образованием для решения задачи совершения технологического прорыва, которую поставил перед нами президент России.